22 года назад герпетолог Ромулус Уитакер* с женой Джанаки Ленин купили два гектара земли за пределами столицы индийского штата Тамилнад и начали строить дом.
Упорный труд и следование за мечтой превратили бесплодный участок земли в джунгли, в которых теперь живут леопарды, циветты и павлины. На это паре потребовалось более 20 лет.
А начиналось всё так:
«Зимой 1996 года, перед сезоном дождей, Ромулус организовал масштабную пересадку молодых нимов (вид деревьев — прим. ред.) вокруг строительной площадки [дома] и вдоль песчаного побережья. В начале 1997 года я ежедневно наблюдала, как приживаются деревья и переживала за саженцы, у которых не набухали почки. Опасаясь прихода знойного лета, думала: "Будет ли у нас хоть какая-то тень?", — вспоминает Джанаки в статье на сайте Scroll.in.
«Прошло лето, и стало очевидно, что нимы не укоренились в этой враждебной почве и стали засыхать. Я пришла в отчаяние и со слезами в голосе спросила: "Что мы будем делать?" Ромулус ответил: "Дай мне семь лет". А ведь деревья растут десятилетиями! Кто так шутит? Но у меня не было выбора», – продолжала женщина.
Поскольку Ромулус входил в совет по охране природы гор Палани и помогал экологам в лесонасаждении сотен гектаров земли, жена утешала себя, что супруг знает, что делает.
Пара приготовила и посеяла семена растений, а также взяла саженцы из питомников Ауровиля. Но у молодых растений не было шанса на выживание: летний зной высасывал из них жизнь.
«Нам нужно посадить виды-первопроходцы, которые защитят саженцы. — сделал вывод Ромулус. — Такие, что вынесут самое пекло».
Так, он купил саженцы австралийской аравийской акации, которые, по ожиданиям герпетолога, создадут тень и ветрозащиту, а также благоприятную среду для попадания в почву азота. И супруги посадили сотни акаций.
Знойное лето и горячий ветер не щадили зелёные кроны. Но деревца, несмотря ни на что, шелестели листочками и росли ввысь, а супруги поливали их каждую неделю. На второй год акации были уже выше Ромулуса.
И когда на семейных гектарах выросла посадка, Джанаки начала верить, что у них будет лес.
Вскоре между рядами акаций супруги посадили быстрорастущие виды лиственных деревьев: альбицию, каранджу, бибхитаки, джамболан и др. В канавах же — молодые бамбуковые побеги, чтобы те задерживали воду.
После этого Ромулус и Джанаки купили ещё 1,6 гектара земли, прилегающей к их угодьям. Одну половину площади засадили растениями, а другую оставили для птиц, чтобы те делали своё дело. Затем докупили почти столько же земли. А затем ещё... Они продолжали расширять свою зелёную территорию.
За семь лет вокруг дома выросли настоящие джунгли. Они давали тень, в которой температура держалась на несколько градусов ниже, чем на открытых площадях.
Среди деревьев появились мангусты, зайцы, циветты, дикобразы, макаки и павлины, а также около 50 видов птиц. Впоследствии этот список увеличился до 100 видов.
Пришёл леопард
В 2006 году у семейной пары исчезла овчарка. Так они поняли, что пришёл леопард.
Супруги обрезали нижние ветви деревьев в саду, чтобы выследить кошку. Джанаки предложила вырубить часть деревьев и расчистить пространство, но муж решительно возражал. Потом они пришли к компромиссу и срубили минимальное количество.
Чтобы узнать больше о поведении леопарда и других животных, Ромулус и Джанаки установили камеру наблюдения. Каждое утро они проверяли записанное.
Иголки и внутренности дикобразов, головы зайцев и обезьян, встречавшиеся на расчищенной территории, свидетельствовали о ночных охотничьих подвигах леопардов. Сад вокруг дома тоже превратился в джунгли.
Чтобы отделить сад и подворье от окружающего леса, семья решила создать питомник вечнозелёных, ценных пород деревьев, поэтапно отказавшись от лиственных, сезонных (катвы, баньяны, пунгаи, кадука и тика), которые сбрасывали листву на холодное время года.
Но вечнозелёные деревья очень медленно росли. За несколько лет они, казалось, не выросли и на 3 см.
И вот, по прошествии 20 лет, к счастью супругов, саженцы «чёрного дерева»*, росшие в тени, дотянулись до навеса дома. А птицы, наконец, взяли на себя роль плантаторов. Эбеновые деревья уже не требовалось поливать или защищать почву вокруг них от выветривания. Достаточно лишь тени...
«Может быть, ещё через 20 лет у нас будет вечнозелёный эбеновый купол», — закончила рассказ 70-летняя Джанаки.
_______
* Ромулус Уитакер — уроженец Америки (1943 г. р.) — всемирно известный герпетолог, участник движения за охрану окружающей среды, основатель зоопарка рептилий Madras Snake Park, исследовательской станции Andaman and Nicobar Environment Trust в тропических лесах, Крокодиловой фермы «Банк крокодилов» в Мадрасе (теперь Ченнай) и пр. Живёт в Индии с 1951 года.
** Эбеновое дерево или эбен («чёрное дерево») — относится к ценным древесным породам деревьев из-за чёрной плотной древесины.