Морской бронированный катер пр. 161 имел значительно меньшее водоизмещение — 163 т, и создавался практически «с нуля», так как предшествовавший ему пр. 138 оказался слишком сложным для постройки в условиях блокадного Ленинграда. Проект 161 предусматривал упрощенные обводы корпуса. К этому времени удалось наладить поставку оборудования из США, и в качестве главных двигателей решили установить авиационные бензиновые моторы «Паккард», вооружение состояло из 2 76-мм пушек в башнях танка Т-34. Кроме того, в кормовой части стоял 37-мм автомат, а на крыше боевой рубки — 1 12,7-мм турельный пулемет. Катер имел достаточно солидное бронирование рубки и цитадели — 30 — 50 мм.
Полностью сварной корпус разделялся на 12 отсеков. Плавучесть обеспечивалась при затоплении двух смежных отсеков. Двери в траверзных броневых переборках отсутствовали. В остальных непроницаемых переборках (толщиной 3 мм) выше ватерлинии стояли лазы с непроницаемыми крышками, что позволяло личному составу перемещаться по отсекам под защитой броневой палубы.
В машинном отделении располагалась главная энергетическая установка корабля, состоявшая из двух V-образных 12-цилиндровых двигателей «Паккард» суммарной мощностью 1800 л.с., вращавших два трехлопастных бронзовых гребных винта диаметром 600 мм и шагом 500 мм. Выхлоп с глушителями осуществлялся под воду. Кроме того, здесь же стояли два вспомогательных бензиновых двигателя мощностью по 6 л.с.
Пожарная магистраль на 5 рожков нагнеталась одним электронасосом производительностью 8 м. куб./час. Водоотливная система отсутствовала, но в качестве осушительных средств могли применяться два переносных эжектора, действовавших от пожарной магистрали.
Два паровых котла системы «Кларкстон» отапливали жилые кубрики, каюты, камбуз, галыоны, машинное отделение, обогрев расходных масляных цистерн и расширительных водяных бачков.
Цитадель находилась между 21 и 48 шп., а оконечности между 6 — 21шп и 48 — 70 шп. Броневая траверзная переборка на 6 шп. имела толщину 14 мм, а на 21 и 48 шп. — 30 мм.
Главный командный пункт (ГКП) имел телефонную связь с орудиями главного калибра, 37-мм автоматом, минометами, румпельным и моторным отделением. Переговорными трубами ГКП связывался с верхним мостиком, погребами, радиорубкой, машинным и румпельным отделениями. Кроме того, имелась звонковая сигнализация, состоявшая из трех групп: артиллерийской, авральной и машинной. В боевой рубке стоял один ручной штурвал, который крутили два человека.
Рядовой состав располагался в двух кубриках, начальствующий — в трех 2-местных каютах. Мебель — дюралюминевая. Первоначально планировалось разместить 32 человека на стационарных койках, но, так как штат возрос до 38 человек, то дополнительные 6 человек разместили на откидных полках рундуков и подвесных койках. Камбузная плита отапливалась дровами или углем (вместо керосиновой по спецификации).
Из-за отсутствия необходимых по проекту теплоизоляционных материалов (алюминиевой фольги и стекловойлока) жилые и служебные помещения пришлось изолировать пробкой на клею с зашивкой листовым железом.
Электровентиляцией оборудовались только погреба боезапаса, все остальные жилые и служебные помещения имели только естественную вентиляцию. После испытаний в машинном отделении установили один электровентилятор.
На корабле имелись два становых 200-кг якоря Холла, ручной шпиль, две резиновых лодки и одна шлюпка-двойка.
Головной морской бронекатер проекта 161 был заложен 16 октября1942 г. на Адмиралтейском заводе, а 17 апреля 1943 г. Командующий Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ), адмирал В. ф. Трибуц, осмотрев спущенный на воду корабль, дал указание кардинально усилить зенитное вооружение. При этом предполагалось:
1) 2 миномета М-82 из вооружения полностью исключить, а на их фундаменты поставить 37-мм системы 70-К;
2) турельную 12,7-мм установку на боевой рубке заменить, в зависимости от возможности поставок промышленностью, на спаренную 12,7-мм башню.
В результате огневая мощь корабля могла резко возрасти при почти полностью сохраненной диаграмме углов обстрела. Водоизмещение при этом возрастало на 7 — 7,5 т, потеря метацентрической высоты оказывалась в пределах 5 — 7 см, а скорость хода падала всего лишь на 1 — 1,5 %.
Но на флоте существовал острый дефицит 37-мм автоматов и спаренных 12,7-мм башен, поэтому в ночь с 7 на 8 июня 1943 г., когда головной шхерный монитор вышел на ходовые испытания, его удалось дополнительно вооружить лишь 45-мм полуавтоматической пушкой 21-К (установленной вместо кормового 82-мм миномета) и двумя 12,7 мм пулеметами ДШК по бортам боевой рубки (установленных на тумбах в районе 24 — 26 шп.).
Головной корабль перешел из Ленинграда в Кронштадт, затем 9 июня испытания проходили в кронштадских гаванях, а 10 и 12 июня — на Большом Кронштадском рейде. Сдаточные испытания завершились 18 сентября, и 22 сентября 1943 г. полностью закончились государственные испытания головного шхерного монитора (с опозданием на 2 месяца и 22 дня).
Испытания показали, что грубые прямолинейные обводы цельносварного корпуса (в условиях блокированного города, при остром дефиците топлива пришлось отказаться от горячей гибки металла) вызывают повышенное гидродинамическое сопротивление.
При скорости 10,5 узла бронекатер гнал перед собой огромный водяной вал (теряя при этом скорость), а на волнении 3 — 4 балла сильно зарывался носом, причем вода, заплескивавшаяся в клюзы, заливала башенные прицелы и оба пулемета ДШК, установленные по бортам боевой рубки. Бронированные крышки входных люков на верхней палубе не обеспечивали водонепроницаемости, поэтому пришлось увеличить высоту комингсов и установить противовесные пружины.
Монитор управлялся плохо, на штурвале приходилось держать двух рулевых, поэтому на последующих кораблях пришлось уменьшить площадь пера руля. А большой крен при поворотах, достигавший 17 — 20°, вынудил увеличить диаметр циркуляции.
Связь боевой рубки с кормовой башней на ходу практически не работала, так как переговорные трубы проходили через моторное отделение. Эту проблему удалось решить, введя шлемофонную танковую связь.
Приемная комиссия на основе опыта постройки и испытаний головного шхерного монитора, а также учитывая боевой опыт войны, сделала вывод, что корабли этого класса, прежде всего, будут использоваться для борьбы с катерами противника в открытом море и сочла необходимым отметить, что дальнейшее совершенствование МБКА должно пойти по линии улучшения в процессе последующего проектирования следующих тактико-технических элементов:
1) увеличение скорости полного хода, для успешной борьбы с катерами противника, причем необходимая мощность механической установки должна быть обеспечена за счет создания легких дизелей большей мощности, позволяющих уложиться в водоизмещение, близкое к шхерным мониторам пр. 161;
2) улучшение мореходных качеств путем изменения обводов носовой части корпуса корабля, который на ходу тянет за собой большую волну и зарывается;
3) повышение эффективности использования артиллерии главного калибра, путем установки соответствующих прицелов, позволяющих использовать башенные пушки на полную дальность стрельбы и удобства управления огнем.
Учтя это, в конструкцию следующих 8 МБК программы 1943 г. (№№ 503 — 510) внесли ряд изменений: установили фальшборт и крышки на клюзы, что уменьшило зарывание, сняли турельный пулемет с крыши боевой рубки, на это место установили командирскую башенку по образцу танка Т-34-76.; повысили герметизацию корпуса; устроили стеллажи для 12 глубинных бомб; сделали подводный выхлоп двигателей, что позволило устранить парение за кормой и тем улучшить прицельную наводку кормовой башни. Для увеличения водонепроницаемости, на всех дверях и люках заменили кожаные прокладки на резиновые и установили металлические мамеринцы на башнях. Над машинным люком установили 2 мм железные комингсы, высотой 0,5 — 0,7 м.
А уже следующие десять бронекатеров проекта 161, строившиеся по программе 1944 г., претерпели еще большие изменения. Криволинейные, более обтекаемые носовые обводы, удлиненный фальшборт улучшили ходкость катера и уменьшили заливаемость палубы. В поперечных переборках полностью убрали люки, что повысило непотопляемость. Рациональная компоновка позволила уменьшить размеры бронированной цитадели. Остойчивость корабля удалось повысить за счет снижения основания 37-мм автомата и уменьшения высоты боевой рубки на 200 мм. На ее крыше для улучшения обзора установили командирскую башенку танка Т-34 с люком и танковым перископом. Вентиляция в машинном отделении и артиллерийских башнях была улучшена с помощью трех электровентиляторов. Компасную площадку опустили на 750 мм, оборудовав её машинным телеграфом и переговорной трубой.
Высокооборотные, с большим расходом дефицитного высокооктанового бензина и малым моторесурсом двигатели «Паккард» обеспечивали крайне низкий пропульсивный коэффициент, и первые десять кораблей пр. 161 имели малую скорость хода.Установка этих двигателей являлась вынужденной мерой из-за отсутствия подходящих дизелей. Однако в мае 1943 г. во Владивосток прибыли первые 15 дизелей фирмы «Дженерал Моторе» мощностью по 500 л.с. Поэтому, начиная с одиннадцатого корабля серии, на шхерные мониторы стали устанавливаться эти двигатели, что позволило, увеличив на 30% дальность плавания, в три раза снизить расход взрывобезопасного и дешевого топлива.
Установили естественную вентиляцию погребов, так как башенной оказалось недостаточно.
Удлиненная носовая часть уменьшила на 10% сопротивление движению, уменьшила и заливание палубы.
Электропривод башен сняли и установили механические ограничители углов обстрела танковых пушек, так как точнее и безопаснее оказалось наводить вручную.
По решению Военного Совета Ленфронта от 18 ноября 1942 г. завод в 1942 г. должен был поставить 10 шхерных мониторов. Из них пять кораблей удалось полностью укомплектовать броней спецификационных толщин. А остальные пять комплектовались броней исходя из следующих принципов:
1) общая масса брони не должна была превышать проектную;
2) на борт цитадели и на боевую рубку разрешалось ставить броню толщиной от 40 до 60 мм. Для боевой рубки, из желания сохранить остойчивость, это могла быть только лобовая плита;
3) на палубу цитадели должна идти броня 23 — 26 мм;
4) на оконечности (в случае если на боевую рубку и борт цитадели шли 40 мм плиты) допускалась броня от 13 до 20 мм толщиной. При 50-мм толщине борта цитадели и рубки на оконечности допускалась установка только 15-мм брони.
По пр. 161 завод № 194 в 1943— 1944 гг. построил 20 МБКА, которые активно использовались для артиллерийской поддержки десантов во время Выборгской, Моозундской и Восточно-Прусской наступательных операциях.
На фото мы видим "подачу" корпуса катера из цеха. Точной датировки фотографии пока не обнаружено.