Народное предприятие Ява всегда выпускало надежные и простые, но при этом очень эстетичные и качественные мотоциклы. Главному покупателю - СССР - технические изыски, усложняющие ремонт и увеличивающие цену, были совершенно ни к чему. А с 1971-го года чёткая ориентация была ещё и явно озвучена (см. официальный сайт компании):
1971 - Начало ориентации производства мотоциклов для так называемых "восточных рынков“ СЭВ, в частности, для СССР. Этой цели подчиняется и технический уровень мотоциклов JAWA, предприятие переходит на производство более простых надежных мотоциклов.
Жеская установка на упрощение произошла не спроста. Сначала народное предприятие выпустило в серию модель, которая привела в замешательство Чехословакию, а СССР вовсе отказался закупать мотоциклы новой модели...
В начале 70х СССР вполне устраивали и существующие Jawa 250/629.00 и Jawa 350/360. Добротные, красивые и качественные мотоциклы отлично допоняли линейку продающейся мототехники - они были дороже и престижнее "сельских" мотоциклов из Ижевска.
Но чехословацкие мотостроители все же решили подготовить новую модель и на то были веские причины. Читаем в книге "Обслуживание и ремонт мотоциклов Ява" Иржи Дочкала:
Причина заключалась в конструкции рамы и в ее соединении с задней качающейся вилкой. Имеющийся поперечный зазор в узком соединении задней вилки с рамой обуславливал при нормальном износе втулок и оси соединения, а также высоких скоростях движения неблагоприятные явления при управлении мотоциклом. Мотоцикл начинало на ходу «кидать», повороты невозможно было проехать по ровной дуге, водитель терял чувство уверенности и безопасности.
Инженеры Ява за несколько лет разработали революционную конструкцию, радикально решив вопрос крепления задней вилки. Они просто придумали совершенно новую, хребтовую раму, но не трубчатую-сварную, как на мотоциклах MZ (ГДР), а штампованную-сварную. Двигатель не имел передней опоры - подвешивался на верхней и задней точках. От рамы исходил и совершенно новый, неповторимый облик мотоцикла, за который он получил прозвище Бизон.
Но всё было очень неоднозначным, спорным, где-то маргинальным.
Это было совершенно не то к чему привыкли традиционные поклонники Явы. Кроме того, нестандартная конструкция привела к появлению нехарактерных для мотоциклов этой марки проблем...
Недостатки конструкции Jawa 623/633:
- Спорный внешний вид;
- Травмоопасный бензобак;
- Большая масса - с мотоциклом может справиться только физически сильный человек;
- Не самая лучшая управляемость из-за высокого центра тяжести;
- Технологически сложная хребтовая рама привела к увеличению стоимости и ухудшению качества сварных швов и окраски;
- Плохая ремонтопригодность из-за недоступного карбюратора и неудобно снимаемого двигателя;
- Малый ход подвесок.
Возврат к традиционным элегантным формам
На мой взгляд, главной причиной неудачи был "разваливающийся дизайн", не составляющий единого цельного облика. По отдельности детали выглядят хорошо, даже спортивно, стремительно. Особенно мне нравятся фара с обтекателем и бензобак. Но хребтовая рама не облегчает, а утяжеляет силуэт (сравните Бизон с "воздушными" мотоциклами MZ), переход бака в седло не столь однозначно брутален, как у Pannonia P350, кофры по бокам рамы выглядят аляповатыми и лишними, а заднее колесо будто пережило аварию и "умялось" под седло больше, чем нужно...
Обратите внимание, что пишет о в Иржи Дочкал в главе посвященной 634й модели - возвращение Явы 634 к традиционным формам он воспринимает, как однозначно правильное решение, при этом, довольно жёстко критикуя внешний вид 633 модели. Цитирую:
Мотоцикл ЯВА новой модели [634] имеет удачное эстетическое решение внешнего вида некоторых узлов (двигателя, фары). Это подтверждает, что получаемые любой ценой модернистские формы обычно не обеспечивают популярности мотоцикла. Наоборот, традиционные для мотоциклов ЯВА элегантные формы, принятые опять для новой модели, наряду с изменениями конструкции и технологии составляют основу качества мотоцикла при его изготовлении. Работники народного предприятия ЯВА создали удачную модель, которая достойно представляет его славную марку
Таким образом, можно подвести итог, что смелый эксперимент, который завод предпринял в 1970 году, выпустив в производство спорный по дизайну и по конструкции мотоцикл, завершился неудачей.
С марта 1970 г. по апрель 1972 г. со сборочного конвейера народного предприятия ЯВА (г. Тынци над Сазавой) сошли 2416 мотоциклов ЯВА-250 мод. 623 и 2175 мотоциклов ЯВА-350 мод. 633.
С другой стороны, это невзвешенное решение о выпуске революционной модели и такое же быстрое снятие мотоцикла с конвеера привели к появлению очень редких и коллекционных мотоциклов.
Технические характеристики Jawa 350/633 "Bizon"
Мотор: двухтактный с воздушным охлаждением
Количество цилиндров: 2
Размеры цилиндра (mm): 58х65
Рабочий объем см3: 343
Степень сжатия: 9.5
Максимальная мощность: 21 л.с. при 5000 об/мин
Крутящий момент: ? Нм при ? об/мин
Запуск: кикстартер
Карбюратор: Jikov
Количество скоростей: 4
Размеры (mm): 1890*640*1020
Высота по седлу (mm): ?
База (mm): ?
Дорожный просвет (mm): ?
Объём бака (л): 17
Колёса: 3,25 x 18“/3,50 x 18“
Передняя подвеска: телескопическая вилка
Задняя подвеска: маятниковая
Ход передней подвески (mm): 90
Ход задней подвески (mm): 90
Передний тормоз: барабанный с тросовым приводом
Задний тормоз: барабанный с рычажным приводом
Сухая масса (кг): 149
Максимальная скорость (км/ч): 128
Контрольный расход топлива (л/100км): 4,0
Время прохождения 400м (c): ?