В 1934 году один из руководителей военного судостроения, инженер В.Л. Бжезинский (1894—1985), предложил создать стальной мореходный турбинный катер водоизмещением около 120 тонн, со сменным вооружением. По его замыслу, такой катер за б часов можно было бы превращать в торпедный, артиллерийский, тральщик либо заградитель.
До той поры лишь германской фирме «Luerssen» удалось создать столь малый военный корабль с паровыми турбинами*. Но, как известно, лозунг комиссаров гласил: «для большевиков нет никаких преград». Комиссия технических специалистов РККФ пришла к мнению о принципиальной возможности реализации подобного проекта. Уж очень их привлекало то обстоятельство, что габариты турбин меньше, чем дизель-моторов одинаковой мощности.
Соответствующее задание получили две организации: НИИ военного кораблестроения УВМС РККА и ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). В 1935 году они представили совместный эскизный проект № 234.
По проекту 1935 года стандартное водоизмещение катера было 132 тонны, полное — 186 тонн; скорость полного хода — 41 узел.
Использование этого катера предусматривалось в пяти вариантах:
а) малый эскадренный торпедоносец; б) малый сторожевой корабль; в) корабль артиллерийской поддержки десанта; г) быстроходный эскадренный минный заградитель; д) быстроходный эскадренный тральщик.
В варианте «а» вооружение состояло из трехтрубного поворотного аппарата для 533-мм торпед типа «53—27», одной 45-мм зенитной пушки и двух 12,7-мм пулеметов ДШК.
В варианте «б» торпедный аппарат был двухтрубный, под 457-мм торпеды, а к пушке и пулеметам добавлены глубинные бомбы и гидрофон.
В варианте «в» вместо торпедного аппарата монтировалась 152-мм безоткатная пушка ДРП конструкции Л.В. Курчевского, образца 1933 года. Они весила 2250 кг и стреляла 24-кг осколочно-фугасными снарядами на дистанцию до 9 км. Зенитное вооружение оставалось при этом прежним.
В вариантах «г» и «д» предусматривалась установка трального оборудования либо размещение 6—8 якорных мин заграждения. Торпедный аппарат отсутствовал.
Главную «изюминку» проекта представляла силовая установка. Она планировалась в составе двух турбозубчатых агрегатов мощностью 6000 л.с. каждый, с отношением мощности к массе 1 л.с./З кг (против обычных 11 — 13 л.с./кг).
Пар для турбин должны были вырабатывать два котла (на жидком топливе) конструкции профессора Л.К. Рамзина (1887—1948).
Они были значительно меньше по размерам (29 х 4,4 х 1,5 м) и водоизмещению (55 т), чем УТК, но их силовые установки работали прекрасно. Катера развивали скорость 29 узлов.
К моменту рассмотрения эскизного проекта этот профессор, основатель и первый директор Всесоюзного теплотехнического института, находился в заключении, осужденный в 1930 году по делу Промпартии, сфабрикованному органами НКВД. Предполагалось, что «ударным трудом» над проектом для УТК профессор заслужит прощение за несовершенные им преступления.
Действительно, Леонид Константинович Рамзин спроектировал малогабаритный водотрубный прямоточный котел, работавший на солярке и производивший пар давлением до 65 атмосфер при температуре 475 градусов. Главное его отличие от водотрубных котлов, применявшихся в то время на флоте, заключалось в принудительной циркуляции воды, обеспечивавшейся насосами высокого напора. За это достижение Совнарком в 1936 году «помиловал» профессора.
Катер заложили 17 марта 1937 года на заводе № 194 в Ленинграде, спустили на воду 3 октября 1939 года, под обозначением С-342. Турбины и котлы, изготовленные заводом имени Кирова (Ленинград), установили лишь весной 1941 года. В августе того же года, в связи с войной, недостроенный УТК перевели по Мариинской водной системе на завод № 340 («Красный металлист»), в город Зеленодольск, расположенный в верховьях Волги.
К тому моменту его тактико-технические данные выглядели следующим образом.
Размеры 37,23 х 6,94 х 2,47 м; водоизмещение стандартное 168 тонн, нормальное — 200 тонн. Проектная скорость до 43-х узлов. Запас соляра 50 тонн. Расчетная дальность плавания: а) 472 мили на 43 узлах; б) 667 миль на 20 узлах; в) 1135 миль на 6 узлах.
Летом 1946 года катер отбуксировали обратно в Ленинград, на завод № 194. Вследствие отсутствия стенда, оборудованного соответствующим образом, испытания котлов и турбин производились после их монтажа на корабле. При этом котлы постоянно выходили из строя из-за образования трещин в трубках, что было связано с низким качеством сварки. Кроме того, котлы следовало оснастить системой автоматического регулирования параметров при смене режимов работы. Наладить эту систему судостроители так и не смогли.
В апреле 1951 года комиссия Совета министров установила, что на его проектирование и строительство уже израсходованы 12,6 млн рублей. Для окончательной доработки силовой установки, достройки и вооружения катера требовались еще 10 млн. Комиссия сочла это нецелесообразным. Постановлением Совмина СССР от 11 августа 1951 года работы по УТК были прекращены и в конце 1951 года его сдали на слом.
Фото сделано в 1949 году.