Найти тему
Архивъ

Универсальный турбинный катер пр.234.

В 1934 году один из руководителей военного су­достроения, инженер В.Л. Бжезинский (1894—1985), предложил создать стальной мореходный турбин­ный катер водоизмещением около 120 тонн, со смен­ным вооружением. По его замыслу, такой катер за б часов можно было бы превращать в торпедный, ар­тиллерийский, тральщик либо заградитель.

До той поры лишь германской фирме «Luerssen» удалось создать столь малый военный корабль с па­ровыми турбинами*. Но, как известно, лозунг комис­саров гласил: «для большевиков нет никаких пре­град». Комиссия технических специалистов РККФ пришла к мнению о принципиальной возможности реализации подобного проекта. Уж очень их привле­кало то обстоятельство, что габариты турбин мень­ше, чем дизель-моторов одинаковой мощности.

Соответствующее задание получили две органи­зации: НИИ военного кораблестроения УВМС РККА и ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический ин­ститут). В 1935 году они представили совместный эс­кизный проект № 234.

По проекту 1935 года стандартное водоизмещение катера было 132 тонны, пол­ное — 186 тонн; скорость полного хода — 41 узел.

Использование этого кате­ра предусматривалось в пяти вариантах:

а) малый эскадренный торпедоносец; б) малый сто­рожевой корабль; в) корабль артиллерийской поддержки десанта; г) быстроходный эс­кадренный минный загради­тель; д) быстроходный эска­дренный тральщик.

В варианте «а» вооруже­ние состояло из трехтрубного поворотного аппарата для 533-мм торпед типа «53—27», одной 45-мм зенитной пушки и двух 12,7-мм пулеме­тов ДШК.

В варианте «б» торпедный аппарат был двухтруб­ный, под 457-мм торпеды, а к пушке и пулеметам до­бавлены глубинные бомбы и гидрофон.

В варианте «в» вместо торпедного аппарата мон­тировалась 152-мм безоткатная пушка ДРП кон­струкции Л.В. Курчевского, образца 1933 года. Они весила 2250 кг и стреляла 24-кг осколочно-фугас­ными снарядами на дистанцию до 9 км. Зенитное во­оружение оставалось при этом прежним.

В вариантах «г» и «д» предусматривалась уста­новка трального оборудования либо размещение 6—8 якорных мин заграждения. Торпедный аппарат отсутствовал.

Главную «изюминку» проекта представляла си­ловая установка. Она планировалась в составе двух турбозубчатых агрегатов мощностью 6000 л.с. каж­дый, с отношением мощности к массе 1 л.с./З кг (против обычных 11 — 13 л.с./кг).

Пар для турбин должны были вырабатывать два котла (на жидком топливе) конструкции профессора Л.К. Рамзина (1887—1948).

Они были значительно мень­ше по размерам (29 х 4,4 х 1,5 м) и водоизмещению (55 т), чем УТК, но их силовые установки работали прекрасно. Катера раз­вивали скорость 29 узлов.

К моменту рассмотрения эскизного проекта этот профессор, основатель и первый директор Всесо­юзного теплотехнического института, находился в заключении, осужденный в 1930 году по делу Промпартии, сфабрикованному органами НКВД. Предпо­лагалось, что «ударным трудом» над проектом для УТК профессор заслужит прощение за несовершен­ные им преступления.

Действительно, Леонид Константинович Рамзин спроектировал малогабаритный водотрубный пря­моточный котел, работавший на солярке и произво­дивший пар давлением до 65 атмосфер при темпера­туре 475 градусов. Главное его отличие от водотруб­ных котлов, применявшихся в то время на флоте, за­ключалось в принудительной циркуляции воды, обеспечивавшейся насосами высокого напора. За это достижение Совнарком в 1936 году «помиловал» профессора.

Катер заложили 17 марта 1937 года на заводе № 194 в Ленинграде, спустили на воду 3 октября 1939 года, под обозначением С-342. Турбины и котлы, из­готовленные заводом имени Кирова (Ленинград), ус­тановили лишь весной 1941 года. В августе того же года, в связи с войной, недостроенный УТК переве­ли по Мариинской водной системе на завод № 340 («Красный металлист»), в город Зеленодольск, рас­положенный в верховьях Волги.

К тому моменту его тактико-технические данные выглядели следующим образом.

Размеры 37,23 х 6,94 х 2,47 м; водоизмещение стандартное 168 тонн, нормальное — 200 тонн. Про­ектная скорость до 43-х узлов. Запас соляра 50 тонн. Расчетная дальность плавания: а) 472 мили на 43 уз­лах; б) 667 миль на 20 узлах; в) 1135 миль на 6 узлах.

Летом 1946 года катер отбуксировали обратно в Ленинград, на завод № 194. Вследствие отсутствия стенда, оборудованного соответствующим образом, испытания котлов и турбин производились после их монтажа на корабле. При этом котлы постоянно выходили из строя из-за образования трещин в труб­ках, что было связано с низким качеством сварки. Кроме того, котлы следовало оснастить системой ав­томатического регулирования параметров при смене режимов работы. Наладить эту систему судостроите­ли так и не смогли.

В апреле 1951 года комиссия Совета министров установила, что на его проектирование и строитель­ство уже израсходованы 12,6 млн рублей. Для окон­чательной доработки силовой установки, достройки и вооружения катера требовались еще 10 млн. Ко­миссия сочла это нецелесообразным. Постановле­нием Совмина СССР от 11 августа 1951 года работы по УТК были прекращены и в конце 1951 года его сдали на слом.

Фото сделано в 1949 году.