Найти в Дзене
Мифология

Борьба Сета и Гора

Борьба Сета и Гора
Борьба Сета и Гора

Сет в египетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, олицетворение злого начала. Изображался в виде животного, которое точно не определено: диапазон колеблется от трубкозуба до антилопы. Также предполагают, что у Сета была голова осла. Это животное у верхнеегипетских кочевников олицетворяло власть их правления, в то время как у земледельцев дельты он был символом беды. Божество изображалось с красной гривой и глазами, олицетворяя собой смерть, цвет пустыни.

На самых древних рельефах Сет изображён в виде четырехногого животного с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в других изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ божества с каким-либо животным. Подобная стилизация свидетельствует об очень древнем происхождении, когда животное, олицетворявшееся с божеством, исчезло, а само божество было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом.

Мифы о Сете делятся на гелиопольский (когда столицей был город Гелиополь) и фиванский период (политическим центром стали Фивы, распространяя культ Осириса). 

В гелиопольский период Сет считается божеством-покровителем власти фараонов. Также он был помощником Ра в его битве со змеем Апопом. Мифы рассказывают, что он единственный мог противостоять силе взгляда змея и поражать его раз за разом.

Сет поражает Апопа на ладье Ра
Сет поражает Апопа на ладье Ра

К концу Древнего царства Сет начинает считаться злым божеством, чья похоть приводит к самым невероятным нарушениям табу. Так, однажды он совокупляется с богиней семени, которая персонифицировала сперму бога-создателя. В мифе о поражении Осириса от рук Сета рассказывается, что Сет, расчленив брата на четырнадцать частей, детородный орган бросил в Нил, а затем проглотил его в облике крокодила.

Сексуальная энергия у египтян представлялась чем-то, что обязательно должно было быть у царя и божества, они не мыслились без этого, поскольку это было одним из аспектов власти.

В этом плане интересно развитие мифа о победе Сета над Осирисом. Исида, жена Осириса, собрала оставшиеся тринадцать частей, чтобы сделать мумию мужа, недостающий детородный орган, сожранный Сетом-крокодилом, слепила из глины и зачала от мумии мужа сына Гора. Так Осирис даже мертвым представлялся как могущественное божество, которое может оплодотворять глиняным фаллосом.

В мифе о борьбе Гора и Сета за власть рассказывается, что в первом поединке Гор проигрывает и теряет свой глаз, Око Гора, средоточие божественной силы. Без глаза бог становился беспомощным, однако Исида помогла сыну, волшебством вернув глаз.

Иногда глазами Гора считаются солнце и луна. Луна была повреждена в битве с Сетом, поэтому она светит не так ярко.

Гор вызывает Сета на второй поединок и отбирает свой глаз, лишив при этом дядю семенных яичек (а значит и божественной оплодотворяющей мощи). Связанного Сета Гор приводит к мумии отца, вкладывает Око в рот Осирису, тем самым воскрешая его.

Сет, художник Julia Sprenz
Сет, художник Julia Sprenz

Ещё один миф о борьбе Сета и Гора вряд ли расскажут в школе.

В Древнем Египте мужчина не мог претендовать на какую-либо власть, если он возлежал «как женщина» с другим мужчиной. Как и во множестве древних царств, здесь всё упирается в подчинённую позицию «нижнего», теряющего свою мужскую силу.

Сет, зная это, устроил пир, куда пригласил и Гора. Ночью он пробрался в покои своего племянника (хотя в некоторых мифах Гор упоминается как брат Сета) и попытался овладеть им. Гор умудрился избежать позора, подставив ладони, и, собрав в них сперму Сета, вылил ее в болота.

Исида, узнав от сына о поступке Сета, собрала сперму Гора и полила ею латук, который Сет в огромных количествах употреблял. Латук у египтян считался растительным символом плодородия и мужской силы и был неотрывно связан с Сетом. Бог, ничего не заметив, проглотил сперму Гора, которая его оплодотворила и сделала непригодным для трона. Когда на следующий день вновь продолжился суд по вопросу престолонаследия, Гор требует вызвать семя Сета и оно отзывается из болот. Вызванное же семя Гора выходит из лба Сета в виде яркого солнца и суд признает Гора как единственного наследника на престол.

Stick-Gods, художник Inonibird, перевод Alpha
Stick-Gods, художник Inonibird, перевод Alpha

Источники
Гор и Сет — борьба добра и зла
Гор борется с Сетом
BESTIARY.US, статья "Сет"
Египетская мифология: бог Сет

Автор: Jackal Tabaki

Наш канал в Телеграме: @mifologiya

Если вам понравился материал, поддержите нас лайком и подпиской