Найти тему
Финансовая газета

Вернет ли амнистия капитала в Россию сам капитал?

Российский бизнес существенно активизировался при объявлении в марте 2018 года амнистии капитала. Однако далеко не все деньги возвращаются из оффшоров на родину.

По словам главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мишустина, количество задекларированных контролируемых иностранных компаний (КИК) с начала текущего года уже выросло в 1,5 раза.

«В 2018 году на 50% выросло число КИК, о которых отчитались налогоплательщики. Активно проходит этап добровольного декларирования зарубежных счетов и активов. Это говорит о возрастающем доверии к российским налоговым органам», – заявил глава ФНС.

Напомним, что первая амнистия капиталов проходила с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, однако она не была успешной. Пот данным газеты «Ведомости», декларации подали всего около 2,5 тыс. человек

Впрочем, новая амнистия, провозглашенная в этом году 1 марта, выгоднее предыдущей. На сей раз владельцы выведенного из России капитала смогут задекларировать у налоговиков не только открытые, но и закрытые до этой даты счета, если они были открыты до начала текущего года. Соответственно, по ним нельзя будет привлечь к налоговой и валютной ответственности.

Ситуация для амнистии сложилась для властей, можно сказать, идеальная: с одной стороны, бизнес напугало расширение санкций Соединенных Штатов, а с другой – автоматический обмен налоговой информацией, который заработает с середины текущего года: более 70 стран согласились передавать российским налоговикам данные. Среди них и популярные оффшоры, такие как Британские Виргинские, Бермудские, Каймановы острова и европейские страны, в банках которых бизнес предпочитает хранить деньги.

По мнению руководителя юридической практики компании «Прифинанс» Давида Абрамяна, а эта компания занимается диагностикой и юридической структурой бизнеса на территории Российской Федерации, новая редакция закона стала привлекательнее предыдущей.

«Наиболее важным изменением явилось то, что теперь под безналоговую передачу активов подпадают и денежные средства. То есть миллион долларов, находящийся на счетах, к примеру, кипрской компании, принадлежащей бенефициару из России, теперь можно будет перевести на родину посредством процедуры ликвидации такой организации, и не заплатить ни один процент налога с получения такого дохода», – рассказал «Финансовой газете» господин Абрамян.

По оценке Минфина, второй этап амнистии капиталов должен быть более успешным, поскольку при его запуске были учтены все недостатки предыдущего.

Как заявлял в интервью телеканалу «Россия 24» президент – председатель правления Сбербанка Герман Греф, в последнее время кредитная организация фиксирует приток вкладов, в первую очередь крупных.

«Мы не можем определить основания этого притока, но, как нам кажется, это начало притока амнистированных денег, – сказал Греф. – Принятый закон об амнистии, как нам представляется, еще приведет к тому, что часть российских капиталов из-за рубежа придет в Россию».

По прогнозу главы госбанка, усиление притока денег ожидается в III–IV кварталах этого года и, возможно, под конец амнистии в I квартале будущего года.

Возможно, и хотелось бы разделить оптимизм господина Грефа, но…

Партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов убежден, что пока бизнес только присматривается к амнистии: во втором полугодии спрос будет гораздо больше. Скрывать зарубежные активы все сложнее, дороже и опаснее. Растут политические риски, связанные с заморозкой активов из-за санкций. Кроме того, бизнес стал больше доверять налоговикам – данные в декларациях по итогам прошлой амнистии не использовались для предъявления претензий.

Но риски все равно есть, предупреждает господин Вахитов: «Например, если человек раскрывается, а его контрагенты – нет, это может грозить вниманием налоговиков».

«Сегодня при наличии огромного пакета санкций от США и Европы, представителям бизнеса оптимальней воспользоваться амнистией и получить льготу, нежели ждать пока ФНС самостоятельно обнаружит активы и привлечет к ответственности», – согласен господин Абрамян.

Вместе с тем, согласно опросам банкиров, денег в Россию возвращается еще недостаточно. Причина проста – амнистия и безналоговая ликвидация КИК не обязывают возвращать капитал. А потому многие предпочитают оставлять его за рубежом.

«Какие действия необходимо предпринять руководителям государства, дабы заинтересовать предпринимателей возвращать деньги именно в Россию?» – спросила «Финансовая газета» у господина Абрамяна.

«Как бы банально это не звучало – повысить доверие предпринимателей к себе, – ответил эксперт. – Сегодня предприниматели пока еще не верят в то, что государство проводит политику, направленную на либерализацию бизнеса».

Действительно, два года назад было заявлено, что давление на бизнес будет уменьшено. Безусловно, в какой-то степени слово было сдержано, однако суть не изменилась: было снижено количество налоговых проверок, но вместе с тем стала больше сумма налоговых доначислений.

И все же будем оптимистами. Будем верить, что во втором полугодии «домой» вернутся не только бизнесмены, но и их капиталы.

В мире многие могут попасть в сложную ситуацию. Это уже происходит – у кого-то на Западе арестовали счет, на кого-то возбудили дело. За последние 3 года Bank of Cyprus закрыл или заморозил более 5,3 тыс. банковских счетов граждан России.

Здесь же государство не просто протягивает руку, оно готово пожать эту руку. Главное только быть честным.