Мы не очень любим быть традиционными, связанными преданиями предков, нам хочется свободы самовыражения. Однако, в сфере церковных отношений консерватизм жизненно необходим. Сегодня мы рассмотрим так называемое «согласие Отцов» - термин, описывающий позицию Отцов Церкви по богословским вопросам. Этот принцип используется при рассмотрении толкования отдельных текстов или отношения к практикам жизни верующего человека. Как правило, в вопросах принципиальных, а тем более касающихся спасения, Отцы едины в своём понимании, но по вопросам ортопраксии ("верных практик") у них могут быть разногласия.
Критикуя Отцов Церкви и богословов более позднего времени, некоторые комментаторы используют отдельные цитаты, которые показывают слабость позиции автора. Например, одну из цитат Иоанна Златоуста используют в качестве оправдания насилия против еретиков, забывая об историческом контексте, когда фраза была произнесена (был риск восстания, которое могло привести к многочисленным жертвам - что и произошло, кстати, т.к. Златоуста не послушали). Более того, ничего подобного сам Иоанн не писал ни до, ни после, а тем более другие авторитетные учителя Церкви. То есть, это было частное мнение одного человека по поводу одной ситуации.
Так и стоит относиться к тому, что относится к Преданиям Церкви - они не должны противоречить Писанию и должны поддерживаться многими авторитетными учителями Церкви. Более того, нужно понимать, что даже величайшие учителя порой ошибались, гениальные богословы сходили с пути истинной веры и становились еретиками. Поэтому так важно наряду со знанием Священного Писания уделять внимание и святоотеческому наследию.
Об этом пишет Викентий Лиринский, богослов IV века:
Какие бы ни были непотребства расколов или древнейших ересей, мы должны или поражать их, если нужно, не иначе авторитетом Писаний, или же бегать их, как пораженных уже и осужденных вселенскими соборами православных пастырей церкви. Итак, когда впервые начнет пробиваться гниль какого-нибудь вредного заблуждения и для защиты себя похищать какие-нибудь слова из святого Закона и изъяснять их ложно и коварно: то, при толковании Канона, немедленно должно собрать мысли предков, дабы при помощи их, с одной стороны, со всею очевидностью открыть, а с другой – без нового рассмотрения осудить все, что только окажется новым и непотребным. Но мысли должно сносить только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомышленников принимали, содержали, передавали открыто, часто, непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то почитать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека.
Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков.
Изучайте труды Отцов Церкви и учитесь у них!
Автор: Марат Загидуллин.
Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь.
Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).
Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.
Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).