Найти тему
Русский мир.ru

Терра инкогнита в центре Европы

Сегодня в мире насчитывается 250 тысяч гагаузов, более половины из них живут на юге Молдавии

Въезд в Гагаузскую автономию
Въезд в Гагаузскую автономию

О происхождении этого народа выдвинуто более двух десятков научных гипотез. Кто считает гагаузов потомками малоазийских турок, принявших православие, кто — болгарами, перенявшими турецкий язык и культуру в период Османской империи. Ну а современные российские и молдавские ученые все чаще сходятся в том, что гагаузы — это самостоятельный этнос, предками которого были печенеги, половцы и узы (гузы), оседавшие на Балканах с X века. Сегодня в мире насчитывается 250 тысяч представителей этой национальности, более половины из них живут на юге Молдавии, на территории Гагаузской автономии — единственного в мире государственного образования этого народа.

Текст: Юлия Семенова, фото предоставлено автором

Чем дальше к югу от Кишинева, тем менее крутыми становятся спуски-подъемы на дороге. За городком Чимишлия начинается жаркая Буджакская степь. По-турецки "буджак" означает "угол". Первые переселенцы с Балкан осели здесь еще в XVI веке, именно тогда появилось село Чадыр, впоследствии ставшее городом Чадыр-Лунга. Это второй по величине город современной Гагаузской автономии. Первый — ее столица, Комрат, основанный в 1789 году. Два этих города — как Москва и Петербург в местных масштабах. Между ними вечное соперничество. Комрат считается богаче, Чадыр-Лунга — интеллигентнее. После образования Гагауз-Ери (Гагаузская Земля, Гагаузия — автономное территориальное образование на юге Молдавии. — Прим. ред.) в 1994 году Чадыр-Лунга даже претендовала на звание столицы. Но на референдуме жители региона проголосовали все-таки за Комрат.

Третий город автономии — Вулканешты. Он знаменит тем, что 21 июля 1770 года недалеко от него произошло одно из самых известных сражений в истории Российской армии — битва на реке Кагул. Русская армия под командованием графа Петра Румянцева, насчитывавшая немногим более 30 тысяч бойцов, разгромила и обратила в бегство 150-тысячную армию великого визиря Халил-паши и 80-тысячное войско крымских татар. В битве при Кагуле отличились будущий герой Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов и граф Семен Воронцов, отец будущего новороссийского и бессарабского генерал-губернатора Михаила Воронцова (см.: "Русский мир.ru" № 3 за 2015 год, статья "Полу-государь". — Прим. ред.). Между прочим, именно Михаил Семенович Воронцов предложил установить памятник в честь победы Русской армии на реке Кагул. И в 1849 году в выцветшее от зноя небо над Буджакской степью воткнулась 22-метровая стела, увенчанная чугунным крестом и полумесяцем. Ее изображение стало основным элементом герба города Вулканешты, над которым, кстати, в день торжественного открытия монумента, 13 сентября 1849 года, прогремел первый в здешних местах салют.

По Бухарестскому мирному договору 1812 года пока еще село Вулканешты вошло в Российскую империю в составе Бессарабии. Тогда же стали российскими Комрат и Чадыр-Лунга. И для гагаузов началась совсем другая история, стартовавшая с массовым их переездом в Буджакскую степь.

После жаркого летнего дня можно выпить стакан домашнего вина из прохладного подвала
После жаркого летнего дня можно выпить стакан домашнего вина из прохладного подвала

"Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОССИЯ!"

От Кишинева до Комрата всего час езды. Но, несмотря на похожесть домиков в пригородных селах, одинаковые ряды виноградников вдоль дорог, близняшек-овечек, пощипывающих травку в долинах, разница есть: вот тут еще не Гагаузия, а здесь уже она — чувствуется сразу. Молдавские названия сел сменяются тюркскими — Чок-Майдан, Дезгинжа, Буджак. У обочины мирно пасется пара осликов, а на придорожных магазинах появляются вывески на русском языке, что сегодня редкость даже в Кишиневе. В отличие от остальной Молдавии в Гагауз-Ери аж три официальных языка — гагаузский, русский и молдавский.

К России в Гагаузии отношение особое. Доктор истории Иван Грек связывает это с тем, что именно в период Российской империи гагаузы ощутили свою национальную идентичность, получили возможность компактного проживания, развития традиций, культуры и языка, что на исходе XX века привело к созданию автономии. Теперь здесь есть свой президент (башкан), свой парламент (Народное собрание), своя конституция ("Уложение") и законодательство. "Важно еще то, — говорит Иван Грек, — что в свое время Россия спасла православных гагаузов от преследования турками на Балканах, а в советский период у гагаузов появилась письменность". В 1957 году указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР был утвержден гагаузский алфавит на основе кириллицы. Было в нем 37 букв. В 1996 году гагаузы перешли на латиницу. На основе этой графики язык изучают в школах, издают газеты и книги. Правда, русский здесь используют чаще и больше. Из 30 лицеев автономии только в двух ведется преподавание на молдавском языке и ни в одном — на гагаузском.

Свое отношение к России гагаузы высказали и на консультативном референдуме в феврале 2014 года. Тогда свыше 96 процентов граждан проголосовали за восточный вектор развития Молдавии и ее вступление в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

Старая мельница в селе Бешалма
Старая мельница в селе Бешалма

БЕШАЛМА — ПЯТЬ ЯБЛОНЬ

Делюсь секретом: дверь в тюркский мир открывается одной фразой. Звучит она так: "Ким бурда чорба-джи?", что означает дословно: "Кто варит чорбу?" или "Кто в доме хозяин?" Скажете вы ее турку, казаху, азербайджанцу, киргизу — и вас сразу признают за "своего" и зауважают. Сама неоднократно проверяла. А научили меня этой фразе в самом гагаузском из всех сел автономии (не столько по составу жителей, сколько по духу) — Бешалме. Древняя легенда гласит, что гагаузы, добравшись до этих мест, остановились отдохнуть в тени пяти растущих рядом яблонь, которые, вероятно, остались от прежних владельцев земли. И так гагаузам здесь понравилось, что они решили никуда дальше не идти. Построенное здесь село они так и назвали "Пять яблонь" — "Беш алма".

Село знаменито своей деревянной мельницей, которая стоит здесь полтора века и до сих пор находится в рабочем состоянии. Но самое главное, здесь есть первый в мире музей гагаузского народа. Создал его первый профессиональный гагаузский писатель, выпускник Литературного института имени М. Горького Дмитрий Карачобан. Он был талантливым поэтом, художником и кинематографистом. Гагаузия была его родиной, его музой, его страстью. Он родился и практически всю жизнь прожил в Бешалме. Он был одержим идеей "застолбить" духовное наследие своего народа, создать музей истории гагаузов. Ездил по селам, собирал артефакты, записывал фольклорные песни, снимал на фото и видеокамеру гагаузские обряды, на свои деньги создавал документальные фильмы. Его дети — сын Афанасий и дочь Людмила — рассказывали, что семья жила скудно, ведь все отцовские гонорары за книги и публикации в журналах уходили на пополнение музейной коллекции.

Артисты гагаузского ансамбля песни и танца "Дюз ава" пожелали сфотографироваться с флагом автономии
Артисты гагаузского ансамбля песни и танца "Дюз ава" пожелали сфотографироваться с флагом автономии

Долгое время все ее экспонаты хранились у Карачобана дома. Чиновники и партийные деятели учуяли в идее создания музея истории народа душок национализма и ни в какую не хотели наделить коллекцию официальным статусом. Но они просчитались. Бывшие сотрудники старого, советского еще Министерства культуры республики помнят, как еженедельно в Кишинев приезжал из Бешалмы Дмитрий Карачобан с двумя большими баулами. Он доставал оттуда новые экспонаты коллекции и раскладывал в фойе министерства. А потом ловил за рукав каждого проходящего мимо сотрудника ведомства или посетителя и начинал показывать свои сокровища и рассказывать о необходимости музея. В конце концов он победил чиновничье "как-бы-чего-не-вышло". Музей открылся в Бешалме в 1966 году, и в течение двух десятков лет Карачобан выполнял в нем функции директора, фотографа, оператора, скульптора, художника, научного и музейного работника.

В 1986 году в семье Карачобан случилось горе: скоропостижно скончалась супруга Дмитрия Николаевича Зинаида. На следующий день он приехал в Кишинев, пришел на железнодорожный вокзал и бросился под поезд.

После смерти отца музейной работой занялся Афанасий Карачобан, а когда он уехал в Турцию преподавать в Стамбульском университете, эстафету приняла дочь Дмитрия Николаевича Людмила Марин.

Памятники Ленину сохранились во всех городах автономии. Центр Комрата
Памятники Ленину сохранились во всех городах автономии. Центр Комрата

ПИСЬМА ИЗ БРАЗИЛИИ

Много лет назад друг юности, кишиневский фотохудожник и литератор Иван Таукчи, показал мне старую семейную фотографию. Женщина средних лет в крестьянской гагаузской одежде, с монистами на шее, ее муж и дети напряженно смотрят в фотокамеру. Над их головами безоблачное небо и высокие пальмы. "Это бабушка и дедушка в Бразилии, — пояснил Ваня, — на строительстве дороги". Помню, как я была поражена и фотографией, и пояснением к ней.

Подобных снимков в бешалминском музее множество. А еще есть письма земляков из Бразилии, Аргентины. На пожелтевших от времени страницах выцветшими чернилами рассыпаны вопросы о здоровье и урожае, имена родственников и знакомых, которым нужно передать приветы, короткие рассказы о себе и снова вопросы, приветы, пожелания. Странички ветхие, края потрепанные. Видно, что письма читали и перечитывали несчетное количество раз, передавали из рук в руки. Эти письма писали гагаузы, отправившиеся в 1920–1930-е годы прошлого века на заработки в Аргентину и Бразилию. Почему именно туда? Да потому, что тогда в Румынию (а с 1918 до 1940 года Молдавия вместе с Гагаузией находилась в ее составе. — Прим. авт.) приезжали десятки агентов, заманивавших местных жителей, уставших от нищеты и разрухи, на работу в эти страны. Многие гагаузы так там и остались. Самая большая их диаспора проживает сегодня в Сан-Паулу.

Среди тех, кто остался в Бразилии, и родственники доктора биологии Ивана Кыссы. В Бразилию уехали его бабушка с дедушкой. Не выдержав рабского труда на кофейных плантациях, бабушка вместе с родственниками решила вернуться. А дедушкина родня не хотела. И тогда, рассказывает Иван Кысса, дедушка отправил жену на родину, пообещав приехать через год. Все это время он копил деньги на обратный билет, купил его у каких-то аферистов, но когда приехал в порт, парохода там не оказалось. Потерявший все свои сбережения дед начал зарабатывать на новый билет. Но не успел: в 1940-м, когда Молдавия вошла в состав СССР, границы закрыли, потом война... Через тридцать лет бабушке передали документы о разводе.

Несколько лет назад Иван Кысса вместе с писателем и журналистом Степаном Булгаром снял фильм о земляках, оставшихся за океаном, и их потомках.

Софра, низенький столик для еды, есть во многих гагаузских домах
Софра, низенький столик для еды, есть во многих гагаузских домах

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

Однажды, возвращаясь из командировки, мы остановились перекусить в небольшом кафе на окраине Комрата. В это время там справляли чей-то день рождения. Новых посетителей немедленно пригласили за общий стол, перезнакомили со всеми родственниками, начали угощать традиционными гагаузскими блюдами — каурмой (блюдо из баранины), кывырмой (пирог с творогом наподобие болгарской баницы), гёзельме (закрытый пирог из тонкого теста с начинкой) и прочими вкусностями. Подливали вино — душистое, терпкое, темно-красное, оставляющее на дне бокала багровый след. Танцевали до упаду молдавскую хору и гагаузскую кадынжу. В какой-то момент я плюхнулась на стул, чтобы перевести дух. Ко мне тут же подскочила девушка лет восемнадцати, поцеловала мне руку и убежала в танцевальный круг, оставив меня в полном недоумении. Только потом друзья мне объяснили, что таким образом она выказала мне уважение. В Гагаузии принято целовать руку уважаемым людям, старшим по возрасту, вне зависимости от того, мужчина это или женщина.

Гагаузские обычаи патриархальны. Старших здесь уважают и почитают. Но если на узком мостике встретятся восьмилетний мальчик и старенькая бабушка, то уступает дорогу именно она, причем останавливается заранее, едва увидев встречного пешехода, рассказывает уроженец города Чадыр-Лунга писатель Сергей Узун.

Главный человек в доме — отец, продолжает Узун. Он остается главой семьи, даже если его взрослый ребенок уже женат и молодые живут с родителями. До тех пор, пока сын не принесет домой первую зарплату. Вот тогда в воздухе что-то меняется. Нет, с отцом все по-прежнему разговаривают уважительно и стараются выполнять его желания, но ответственность за принятие решения и за всю семью ложится уже на сына. Даже отец начинает его слушаться.

Конечно, в последние годы, когда весь мир стремительно меняется, Гагаузия не отстает. Многие патриархальные традиции остаются в прошлом. Показательный пример: в 2015 году автономию впервые возглавила женщина — Ирина Влах. В период избирательной кампании конкуренцию ей составляли одни мужчины. И у многих были сомнения, что женщина их победит — ну не по-гагаузски это как-то. Но скептики ошиблись. А Ирина Влах, заняв кресло башкана, старается помимо прочего возродить старые гагаузские обряды.

Скачки на приз башкана
Скачки на приз башкана

ПРО ШАМАНОВ И ВОЛКОВ

В прежние времена чуть ли не любое действие и не каждый день гагаузов были связаны с обрядами. Сегодня все упростилось, однако дань традиции все же отдается. Ну, например, в Бешалме невеста подметает пол на собственной свадьбе, демонстрируя свою чистоплотность и готовность к ведению домашнего хозяйства. А в селе Авдарма роженицу одаривают немыслимым количеством шоколадных конфет, чтобы жизнь ребеночка была сладкой. На Касым (это большой праздник, связанный с завершением сельскохозяйственного сезона) обязательно готовят каурму, а в первый день нового года крестники приходят в гости к крёстным. В Рождество колядуют, совсем как в "Вечерах на хуторе близ Диканьки", а вот на второй день Рождества в некоторых селах традиционно едят жаркое из воробьев — чтобы "приобрести быстроту и легкость, как у этих птичек". В ноябре несколько дней нельзя заниматься рукоделием, вообще использовать острые и колющие предметы. Это Волчьи дни. В древности волк был тотемным животным гагаузов, а сегодня он изображен на флаге автономии. Обычай его почитать уходит корнями в далекое прошлое. Существует поверье, что человек, который носит одежду, изготовленную в Волчьи дни, рано или поздно станет жертвой серых хищников. Правда, откупиться от них можно. В любом селе вам расскажут о земляке, который, встретившись в степи с волками, не растерялся, быстро скинул с себя жилет-рубаху-кафтан, бросил его в стаю и убежал.

Еще в некоторых селах проводят языческий обряд вызывания дождя — Пипируду. Для этого женщины делают из глины куклу по имени Герги. Кладут ее в деревянный гробик, украшают цветами и лентами и выбирают для "покойника" "невесту" из числа местных девочек-подростков. Это и есть Пипируда. В ее задачу входит всенощное бдение с оплакиванием "жениха". Помогают ей женщины села. Наутро они с песнями и причитаниями обходят все дома в округе, и хозяева выносят им что-то съестное — те же гёзельме, кывырму или каурму, жареную рыбу, мамалыгу, соленья, сдобу, вино — словом, кто что может. Эта еда пойдет на общий поминальный стол. Но будет он накрыт в доме или во дворе родителей Пипируды после "похорон" ее "жениха", Герги. Гробик с куклой опустит она в ручей. И под слезы и причитания жителей села (к женщинам присоединяются и мужчины) поплывет он в дальние дали. А народ, проводив "покойного", садится, в ожидании дождя, его "поминать".

Традиционные гагаузские сувениры из выдолбленной тыквы
Традиционные гагаузские сувениры из выдолбленной тыквы

"БЕНТЛИ" РУЧНОЙ РАБОТЫ"

Повитуха в старину и акушерка в наши дни — профессия среди гагаузов и проживающих в Молдавии болгар почитаемая. Именно этот человек помогает ребенку появиться на свет. И хотя сегодня мало кто рожает дома с помощью акушерки, Бабин (или Бабий) день отмечают во многих местах. Это женский праздник, второе Восьмое марта, если хотите, только празднуют его 21 января. В этот день женщины гагаузского села идут с подарками в гости к акушерке. Здесь их уже ждет накрытый стол. Поев, выпив и поговорив, женщины усаживают акушерку в сани, укутывают ее теплыми одеялами и катают по селу. Если встречается мужчина, он должен либо впрячься в сани, либо откупиться, и не какой-нибудь ерундой. Так продолжается час-другой, после чего все расходятся по домам.

Бабин день не является государственным праздником у гагаузов, а вот Хедерлез — да! Старинный праздник отмечается в Гагаузии перед началом полевых работ 6 мая, в День святого Георгия. В автономии это официальный выходной. Хедерлез набирает все большую популярность, потому что одно из основных его событий — скачки на приз башкана. Проводятся они на импровизированном ипподроме — большом лугу рядом с Чадыр-Лунгским конным заводом. И хотя здесь нет тотализатора, загадочных дам в шляпках, шампанского, а большинству зрителей приходится несколько часов стоять под южным горячим солнцем или сидеть на траве, прикрыв голову газетой, накал страстей здесь нешуточный. Пока соревнуются пастухи в щелканье кнутом — а это сложно, длина кожаного кнутовища около 3 метров, — пока гарцуют всадники на выездке, пока бегут по кругу кобылы с жеребятами, которых впервые выпустили на волю, еще куда ни шло. Но когда на дорожке появляются взрослые жеребцы, запряженные в легкие повозки, эмоции у публики начинают зашкаливать. Кажется, невозмутимым остается только один человек — организатор и распорядитель скачек, директор Чадыр-Лунгского конного завода Константин Келеш.

Это уникальный руководитель уникальной для Молдавии фермы. Конезавод "АТ-Пролин" — единственное в республике предприятие, специализирующееся на выращивании орловских рысаков. О них Келеш может говорить часами. Гордость Келеша — племенной жеребец Буджак, правнук по прямой линии знаменитого орловского рысака Квадрата, которому в Москве установлены аж два памятника. Первый — перед входом в павильон "Коневодство" на ВДНХ, а второй — в месте его рождения, на территории Московского конного завода № 1.

На территории Чадыр-Лунгского завода тоже есть памятник коню. Он установлен на месте захоронения первого жеребца конефермы — Прополиса. По правилам, старых лошадей нужно сдавать на мясокомбинат, но в случае с Прополисом Келеш правила обошел — очень он любил этого коня. Он вообще всех своих лошадей любит, хотя на самом деле они принадлежат не ему, а государству. Конезавод — бюджетное предприятие, и зарплаты там тоже очень-очень бюджетные. "Проблема в том, — объясняет Константин, — что продать лошадь на нашем внутреннем рынке дороже, чем за тысячу евро, мы не можем, у людей просто нет денег. А выйти на рынок Евросоюза, как нам советуют, тоже нет возможности, потому что Молдавия не подписала с ЕС соответствующее соглашение". В самые тяжелые для фермы 90-е годы Келеш продавал свои картины и все вырученные деньги пускал на корм животным. Он редкий художник — рисует лошадей с детства. В России выпустили его альбом карандашных рисунков, в Италии — настенный календарь. Сейчас Келеш пишет многофигурные композиции, но в центре у него всегда орловский рысак. "Если американский рысак — это серийный "феррари", то орловский — это "бентли" ручной сборки", — любит повторять гагаузский конезаводчик.

...Проверено неоднократно: кто хоть раз побывал в Гагаузии, остается очарованным этой землей, в которой вроде ничего такого милого сердцу туриста нет. Ни зачаровывающих пейзажей, ни архитектурных изысков, ни живописных озер, ни быстрых рек. А вот поди ж ты, любое путешествие в этот край незабываемо. Гагаузия вроде открыта, как на ладони, и в то же время полна тайн и загадок. Терра инкогнита, куда всегда интересно возвращаться.