ГЛАВА 8
АКАДЕМИЯ
Когда я прибыл в отдел кадров ЧФ и с волнением ожидал своего назначения, получил неожиданное предложение следовать в Военно-морскую академию на учебу. Мне было известно, что я в начале года был зачислен кандидатом для поступления в академию на 1941 год, но с началом войны я даже не вспоминал об этом и не думал, что академия действует. Оказывается, академия продолжает существовать, и по приказанию наркома утвержденные им кандидаты должны быть направлены на учебу без ущерба боеготовности флота. Я согласился и получил соответствующие документы. Оказывается, академия расположена в городе Астрахани. А ехать туда по железной дороге нужно через Баку – Красноводск – Ташкент. Я знал, что еще до войны начали строить железную дорогу Кизляр – Астрахань. Вот по этой дороге я и решил ехать. Никто мне не мог сказать, готова ли эта дорога или нет. Когда я прибыл в Кизляр, то уточнил у железнодорожников, что дорога еще не достроена. Осталось проложить около 80 километров железнодорожного пути. Мне сообщили, что с места, где производятся работы по укладке путей, на Астрахань ходят грузовые автомашины, на которых можно попасть в Астрахань. Я так и поступил. Доехал по железной дороге до места строительства, а потом на попутной машине добрался до Астрахани.
Кандидаты для поступления в академию собрались со всех флотов. Шел живой обмен боевым опытом. Встретились многие однокашники, с которыми не виделись с окончания училища.
Вступительные экзамены были заменены собеседованием преподавательского состава с кандидатами для зачисления в академию.
В феврале месяце 1942 года начались плановые занятия в Военно-морской академии имени Ворошилова. Объем программы обучения не сокращался, однако время прохождения всей программы было сокращено за счет нагрузки, домашних задании и отпусков.
Начались трудные дни учебы. Организм с трудом перестраивался на напряженную умственную работу.
Я снял частную комнату на берегу Волги и по утрам шел на занятия минут двадцать, любуясь просторами великой русской реки. В конце марта прошел ледоход. Красивое зрелище. Я такого раньше не видел и поэтому с интересом наблюдал это явление природы.
Первое время меня угнетала мысль, что вот я учусь, а там на флоте идет война. Но кроме меня, в академию прибыло много офицеров с нашего флота. С нашего корабля прибыл командир БЧ-2 капитан-лейтенант Федюшко. Прибыли инженеры-механики: Сурин, Корниловский, Тузов. Прибыли офицеры из Ленинграда и с Северного флота, но больше всего — с Тихоокеанского флота. Я понял, что учеба в академии — это тоже боевая задача и наши знания еще потребуются для решения задач, которые будут стоять перед Военно-Морским Флотом.
В конце апреля в Астрахань прибыла моя семья на теплоходе из Баку. А в Баку она переехала из Батуми поездом.
Учеба проходила довольно напряженно. Занимались весь день, а по вечерам и ночью готовили домашние задания. Одновременно внимательно следили за обстановкой на фронтах. А обстановка на фронтах ухудшалась. В Крыму был потерян Керченский плацдарм. Начались тяжелые бои под Севастополем, которые закончились падением Севастополя. Это были тяжелые утраты, но впереди были еще более тяжелые поражения. Началось летнее наступление немцев на Кавказ и Сталинград. В конце июля 1942 года академии было приказано эвакуироваться из Астрахани в Самарканд.
Все имущество, учебное оборудование и профессорско-преподавательский состав академии были отправлены в Самарканд морем через Красноводск и далее поездом до Самарканда, а слушатели академии направились в Самарканд по железной дороге через Ташкент. Около двух недель мы совершали вынужденное путешествие по железной дороге и, наконец, прибыли в Самарканд. В это время уже были подготовлены условия для продолжения учебы согласно программе. Академия разместилась в пяти корпусах, которые были выделены городским советом для этой цели. Хорошо нас приняло население Самарканда, которое потеснилось в жилье и обеспечило сносные условия жизни слушателям и преподавательскому составу.
Занятия проходили напряженно. Требовательность успеваемости была высокая. Две непересданные двойки служили основанием для отчисления слушателя из академии. По этой причине отчислили командира БЧ-5 лидера «Ташкент» т. Сурина и дивизионного механика эсминцев т. Корниловского. Приходилось заниматься много и упорно.
Запомнились мне некоторые природно-бытовые условия пребывания в Самарканде. Город расположен намного выше уровня моря. Климат тут резко континентальный. Летняя дневная температура колеблется в пределах 35–40 °С. По этой причине занятия наши начинались в 5 часов утра с таким расчетом, чтобы до 12 часов все лекции заканчивались. До наступления вечерней прохлады заниматься умственным трудом было очень трудно.
Частые землетрясения в виде толчков до 3 баллов вызывали у нас удивление и часто тревогу. Но местные жители нас успокаивали, заявляя, что это частые явления и они неопасные. Иногда такие толчки бывали ночью, и об этих толчках догадываешься, когда, идя на занятия, обнаруживаешь дорогой развалившиеся дувалы (глиняные заборы около домов и садов).
Здесь мы впервые встретились со скорпионами. Мы их раньше вообще не видели, а тут их, оказывается, много. Особенно весной. Заползают они в жилые помещения, прячутся в одежде и постельном белье. Укус скорпионов очень болезнен. Поэтому приходилось остерегаться их.
Около города протекает река, называется, кажется, Зеравшан, которая начинается в горах от таяния снегов и никуда не впадает, а вся расходится по арыкам. Эти арыки являются основным водоснабжением населения. Чем жарче днем, тем многоводней текут арыки. Вода в арыках довольно мутная, но после двухкратного отстоя и кипячения она годится для питья и приготовления пищи.
Учеба моя двигалась довольно успешно. В августе 1943 года начальник академии контр-адмирал Петровский вручил мне медали «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя».
Осенью 1943 года мы закончили программу обучения и получили тему для дипломного проектирования. Для сбора материала для проектирования и изучения технологии производства механизмов для военного судостроения наши группа паро-силовиков поехала на практику в Казань и Свердловск.
В Казани мы проходили практику при Научно-техническом комитете (НТК) Главного управления кораблестроения Военно-Морского Флота. Война с немецкими фашистами была еще в разгаре, а в НТК трудились над проектами новых кораблей. Здесь сосредотачивался и обобщался опыт боевого использования корабельной техники и оружия. Мы познакомились с проектами кораблей нового поколения и получили необходимые материалы для своих дипломных проектов. Будучи в Казани, мы услышали из сводки Совинформбюро об освобождении Красной армией от фашистских захватчиков города Киева. Было это как раз в дни празднования 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Радости и ликования было много! Чувствовалось, что и на нашу улицу пришел праздник.
Из Казани мы переехали в Свердловск для посещения заводов Свердловской области, изготавливающих оборудование для военных кораблей. По дороге я на несколько дней заезжал в свой родной город Ижевск. Там моя мать, два брата и сестра трудились на военных заводах. Один брат на Дальнем Востоке служил в авиационных частях.
Ижевск еще с прошлого века славился выпуском своих винтовок, особенно много этого оружия он дал в Первую мировую войну. Сейчас город был основной кузницей стрелкового оружия и мелкокалиберной артиллерии. В городе было много тульских рабочих — мастеров оружейного дела. Все производственные предприятия работали круглосуточно, даже клубы и кинотеатры были отведены для производственных площадей.
Официально рабочий день был 12 часов, но многие оставались работать и дольше. Среди рабочих было много женщин и подростков. Трудились много и упорно. «Все для фронта, все для победы!» — таков девиз был у тружеников тыла. Кроме оружия, в Ижевске и его окрестностях готовились воинские соединения. Там они комплектовались, обучались, вооружались и направлялись на фронт. Когда я был в Ижевске, то обратил внимание, что часто слышна стрельба и автоматные очереди, как будто около города идут бои, но, оказывается, как мне разъяснили, это отрабатывается новое пополнение для фронта.
Родственники рассказывали, что в Ижевске часто бывали т. Ворошилов, т. Устинов и другие представители правительства.
В родном городе я часто встречался с рабочими и участниками минувших боев на разных участках фронта. Сам тоже рассказывал об обороне Одессы и Севастополя. Несмотря на большие трудности в жизни, люди с оптимизмом работали и верили в нашу победу.
За несколько дней пребывания в родных местах на сердце у меня стало как-то светлее, окрепла уверенность в победе, и хочется сделать что-то полезное, чтобы приблизить эту победу. А враг еще занимает большие районы нашей родины. Еще Севастополь и Одесса находятся под пятой фашистов. Впереди еще много упорных боев, и немало прольется крови для достижения победы над фашистским зверем.
В Свердловске мы побывали на заводах: Уралмаше, новотрубном и турбинном. Гигант нашей тяжелой индустрии — завод Уралмаш — произвел на нас большое впечатление. На заводе мало что делалось для военного кораблестроения, основной продукцией завода были танки и тяжелое оборудование для новых военных заводов. Около завода на полигонах гремели залпы танковых орудий. Почти ежедневно уходили на фронт эшелоны, груженные танками.
Особенно большое внимание мы уделили новотрубному заводу. Этот завод совершенно новый. В первые месяцы войны здесь была глухая тайга. В основном хвойный лес. Сосны вперемешку с елями и пихтами. Для завода был вырублен и выкорчеван необходимой площади участок, и возведены корпуса цехов. Часть тайги была оставлена для городского парка, около которого выстроились улицы рабочего поселка. В кратчайший срок в корпусах завода установили новейшее оборудование. Главный инженер завода, талантливый инженер Николай Александрович Тихонов (с 1980 года работал председателем Совета министров СССР) создал на заводе высокую организацию производства и обеспечил непрерывную подачу фронту реактивных снарядов для катюш. Завод работал в твердом трудовом ритме. Среди технического персонала и передовых рабочих проявлялась творческая инициатива по совершенствованию производства. На заводе работало несколько десятков лауреатов Государственных премий за ценные предложения и их внедрение в производство выпускаемой продукции.
Участок по изготовлению водогрейных трубок к котлам работал с небольшой нагрузкой, так как в этой продукции не было большой потребности. Но технология производства трубок была хорошо отработана, а участок оснащен передовой техникой.
В беседах с рабочими мы рассказывали о боевых действиях кораблей ВМФ и подвигах моряков при обороне городов-героев: Ленинграда, Одессы и Севастополя. А рабочие рассказывали о своих трудовых буднях и обещали давать фронту как можно больше продукции.
Турбинный завод был небольшой. Он был создан на базе части оборудования турбинного завода, эвакуированного из Ленинграда. На заводе отрабатывалась технология по изготовлению турбозубчатых агрегатов для эсминцев последующих поколений (проекта 30-бис). А пока завод выпускал отдельные механизмы и детали для фронта.
Побывав на предприятиях Свердловской области, мы обогатили свои технические знания и, кроме того, обогатили свой морально-духовный уровень. Увидели, с каким упорством трудятся рабочие для достижения победы над фашистами. Для меня шире открылось понятие, почему нам удалось разбить немцев под Сталинградом и на Курской дуге.
В декабре месяце 1943 года мы вернулись в Самарканд и приступили к отработке дипломных проектов.
В марте-апреле 1944 года были закончены государственные экзамены и защита проектов.
продолжение следует