Найти тему
Истории об истории

Закрыл собой пробоину — подвиг инженера Зверева

Оглавление

Одним из самых памятных событий Русско-японской войны 1904 года стала оборона Порт-Артура. Базировавшаяся там российская эскадра сковывала движения вражеской армии и флота. Японцы в свою очередь старались заблокировать выход из гавани в открытое море.

Попытка блокады

Первый раз неприятель попытался перекрыть фарватер в феврале 1904 года. Пять старых транспортных кораблей должны были затонуть у входа в Порт-Артур, но были уничтожены береговыми батареями и эскадренным броненосцем «Ретвизан».

Вторую попытку заблокировать российские корабли в Порт-Артуре японцы предприняли в ночь на 27 марта 1904 года. К выходу из гавани подошло сразу четыре устаревших парохода, для массы нагруженных камнями и песком. Так называемые брандеры (суда для тарана, подрыва и заграждений) прикрывали шесть японских кораблей.

Вход в гавань Порт-Артура
Вход в гавань Порт-Артура

«Сильный» против японской эскадры

Передвижения противника вовремя заметила команда российского миноносца «Сильный», несшего сторожевую службу у входа в порт. Корабль, несмотря на численное превосходство противника, немедля вступил в бой.

Миноносец «Сильный»
Миноносец «Сильный»

Удачный торпедный залп буквально оторвал носовую часть у одного из четырех вражеских пароходов. Судно зачерпнуло воду и мгновенно затонуло, так и не добравшись до заветного фарватера.

Остальные брандеры потеряли строй и бросились врассыпную. Все они были затоплены огнем миноносца, береговых батарей и сторожевых лодок. Вход в порт остался свободен, однако «Сильный» попал под огонь японских военных кораблей.

«Сильный» получил несколько пробоин, двенадцать матросов были тяжело ранены, а главное — была повреждена паровая магистраль и котел. Корабль стремительно терял подвижность, а остановившись, стал бы легкой мишенью для врага.

Подвиг Зверева

В ту ночь вахту на «Сильном» нес морской офицер инженер-механик Василий Васильевич Зверев.

Он родился в городе Муроме и хотя вырос в семье купца, решил поступить в морское инженерное училище. Юноша связал свою жизнь с морем. Еще до начала конфликта с японцами он успел поучаствовать в конфликте времен Ихэтуаньского восстания и получил медаль «За поход в Китай».

В. В. Зверев
В. В. Зверев

Василий Васильевич отвечал на «Сильном» за само сердце корабля — работу силовой установки. Вместе с матросами офицер сделал все возможное для сохранения подвижности судна. Машинное отделение, где образовалась одна из пробоин, мгновенно заполнилось раскаленным паром и кипятком. Хлестала кипящая вода, но команда не оставляла попыток починить миноносец.

По легенде, Зверев, после тщетных попыток залатать паровую трубу, закрыл пробоину собой. Пароход снова мог двигаться. Ценой своих жизней Зверев и матросы спасли корабль. «Сильный» своим ходом вернулся на базу в Порт-Артур.

Командующий Тихоокеанской эскадрой, вице-адмирал Макаров, в своем докладе императору отметил героический подвиг храброго моряка. Через три дня после боя, 30 марта 1904 года, Василия Васильевича Зверева и остальных матросов, погибших на корабле, со всеми военными почестями похоронили в Порт-Артур, а в 1906 году на воду был спущен новенький эскадренный миноносец с гордым именем «Инженер-механик Зверев».

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:
Нелицеприятные детали гибели крейсера «Варяг» — почему команда вместо суда получила награду
«Стерегущий» — легенда российского флота. Его подвиг чтили даже враги