В конце весны я провел несколько недель в Италии - пока семья радовалась теплому солнцу и вкусной пицце, я жадно впитывал все, что вижу, и набирался новых идей для дизайна. Однажды я расскажу про интереснейшие беседы и наблюдения, которые меня там ждали, но пока речь о другом.
Уезжал я со спокойной душой: все текущие вопросы по проектам либо были закрыты, либо спокойно решались в дистанционном режиме. И только на одном объекте достаточно вяло протекал авторский надзор. Заранее предупредив заказчика об отъезде, я спросил: нужно ли ему, чтобы на время отсутствия я нашел себе замену.
- Нет, совсем не обязательно, - ответил заказчик, - и особенно никаких "девочек-дизайнеров". Не ездить с семьей в отпуск - это глупо, а здесь за эти дни все равно ничего критического не произойдет.
Сильно обрадовав меня этими словами, он добавил: "Я работаю не с компаниями, а с людьми".
В тот момент я не придал особого значения формулировке, но сейчас, несколько месяцев спустя, я все чаще прокручиваю ее в голове. И день за днем все сильнее убеждаюсь, что в создании интерьера "человеческий фактор" выше, чем где бы то ни было. Только подобрав правильных людей на правильные роли в ремонте можно создать что-то удобное, интересное и скроенное по вашим индивидуальным лекалам. Как оказалось, порой без участия человека сложно даже элементарно купить плитку в крупном сетевом магазине.
Этим летом я решил создать небольшой проект для себя и облицевать керамической плиткой стены ванной на даче. Сама ванная работает так: на территории участка есть колодец, из которого происходит забор воды, и септик, который делает понятно что. Посередине между этими двумя историями стоят все так называемые "потребители": водонагреватель, раковина, унитаз, крошечная ванна 120см и кухонная мойка. Как видите, это достаточно примитивная система, общей протяженностью всего метров 10, но есть важный нюанс.
Большинство домов в области - это летние дачи, которые зимой не используются вообще, либо используются раз-два на какие-то праздники, типа Нового Года. Домов, в которых имеются автономные газовые отопительные системы - вообще единицы. И это значит очень простую вещь: зимой дом промерзает. Среди кучи форумов, где обсуждается, какая температура будет комфортной в доме зимой, никто не обсуждает, а насколько низко она, собственно, опустится, если не топить. Спойлер: низко опустится. Ниже нуля, конечно, не будет, но в районе +5 градусов спокойно может держаться. Плюс, есть такая хитрая тема, как циклы замерзания-оттаивания.
В таком экстремальном режиме использования в доме может происходить множество веселых вещей: мебель сыреет, краска облупливается, изоляция на проводах трескается, вода в трубах замерзает и расширяется. Именно поэтому плитка достаточно рискованный материал для ванной (в отличии от ванной в квартире, где ни о каком другом материале даже думать не стоит).
Основных опасностей две: то, что мороза не выдержит основание (его вспучит, поведет, осыпется плиточный клей, и т.п.) и плитка отвалится, либо то, что от холода потрескается глазурь - и плитка потеряет презентабельный вид. К подготовке стены я подошел тщательно: тут как раз не надо экономить ни на каких материалах. Главное, что нужно обеспечить перед укладкой - жесткость основания и максимальную "цепкость" (адгезию по-умному).
В моем случае это достигалось так:
- Водяные трубы проходят над ванной, поэтому я спрятал их в каркас из бруса - после всех работ получится полочка для шампуней;
- Получившийся каркас обработал антисептиком для древесины. Это важно, потому что вода + дерево = а-та-та, плесень и грибок;
- Все стены и каркас обшил листами влагостойкого гипсокартона (если позволяет бюджет, можно заменить на ГВЛ или ЦСП);
- Покрыл швы и сами листы грунтовкой глубокого проникновения Ceresit C-17 (раньше всегда пользовался Tiefengrund от Кнауф - но он, говорят, сильно испортился);
- Дальше все стыки и шляпки саморезов были зашпаклеваны Кнауф Фуген (лучше брать Фуген Гидро, но ее не везде найдешь) с использованием армирующей ленты;
- Следующий шаг после высыхания шпаклевки - выравнивание и шлифовка. Если бы работу делал мастер, то я бы просил добиться идеальной ровности, но объективно надо понимать: во-первых, человек без опыта сам ее не добьется (неоднократно проверено), во-вторых, все шероховатости скомпенсирует толщина плиточного клея. Поэтому для себя лично я просто стесал все выпирающие неровности обычным шпателем.
- Получившиеся стены покрыл бетонконтактом (тоже Ceresit, чтобы не экспериментировать). Это такая специальная розовая грунтовка с "песочком". Основное ее назначение - грунтовка бетонных стен перед толстым слоем штукатурки, но плитку без нее лучше класть только на очень небольшую площадь, либо в идеальных условиях. Просто поверьте.
А вот второй момент меня смущал не сильно, и при выборе плитки я больше ориентировался на низкую цену - так как долговечность ее под вопросом, зачем покупать какую-нибудь Marazzi Espana за 5000р/м.кв?
Поэтому я отправился в ближайший к дому ОБИ за самой простой плиточкой. Оказалось, что в их обновленном ассортименте есть очень приятные внешне решения от российских и белорусских изготовителей - и выбор мой пал на белорусскую плитку Keramin с рисунком под дерево.
Но при попытке купить ее начались совершенно неожиданные проблемы. Изначально консультант отдела сообщил мне, что эта плитка не хранится в магазине - ее нужно заказать, оплатить на сервисной кассе, после чего заказ привезут с центрального склада. Проверив по компьютеру, он добавил, что из двух выбранных мной артикулов один случайно есть в наличии. Я попросил его привезти, но когда он вернулся со склада, оказалось, что плитка не того цвета.
В тот момент меня ничего не смутило - ну ошибся и ошибся человек, - и я попросил сделать заказ. Наконец, все было оплачено, и я отправился домой ждать звонка о доставке "по мере загрузки логистической службы".
В моем случае доставки пришлось ждать всего два дня. Но когда я вернулся в магазин, и мне вывезли мою купленную плитку, она опять была не того цвета! Сравнили все артикулы, проверили все чеки - привезли мне то, что я заказал. Но цвет-то не тот, уверял я!
Пока я минут пять стоял, разглядывая упаковки, все на сервисных кассах точно перешептывались - купил плитку, а теперь говорит, что она не та. Даже у меня начали закрадываться сомнения: вдруг, это я дурак, и у партии просто такой цвет? Все коды сходятся, "на складе система не ошибается, там все четко" - так в чем проблема-то?
Проблема оказалась в том, что на стеллажах две плитки из одной и той же коллекции, но разного цвета, расположены на соседних стендах. А ценники перепутаны: на коричневой плитке висит ценник "темно-коричневая", а на темно-коричневой - "коричневая". И пока я показывал на коричневую, мне раз за разом привозили темно-коричневую. Для себя я уже во всем разобрался, но все попытки объяснить встречала простая фраза "все ценники в системе правильные, там ошибки быть не может".
Меня спрашивали, "хочу ли я вернуть деньги", говорили, что "коды на стеллаже и в чеке совпадают", а я как маленький ребенок тыкал в стенд пальцем - я просто хочу купить эту плитку!
И так бы я и ушел, забрав свои деньги, если бы один консультант не собрал все ценники коллекции со стеллажа, не забил их по очереди в компьютер, потом нашел там иллюстрацию той плитки, что хочу я, спросил "Эта?" и вывез со склада три коробки на замену - просто потому что эта другая плитка была все это время в наличии.
А когда я вернулся на сервисную кассу для изменения чека, проходившая мимо кассир, наблюдавшая всю историю со стороны, посмотрела на стоящие рядом коробки плитки и сказала:
- Так а эта новая гораздо лучше смотрится...
- Я знаю, - облегченно выдохнул я. Затем мне заменили в чеке одну цифру в артикуле товара и счастливого отпустили.
Вывод из этой истории такой: сколько бы мы ни говорили про блокчейн, про автоматизацию и нейронные сети, сегодня без человека система работает не очень - ну не интересует ее, какого цвета плитка, если все коды сходятся. Поэтому выбрать и купить правильный материал можно только вживую. Оттенок краски, полутона на обоях, глубина рельефа ламината - необходимо видеть их лично, чтобы понять, то ли это.
Во всех моих договорах на этот случай есть примечание: если я выбрал материал по картинке через интернет, и заказчик по картинке же его утвердил и купил, то я не гарантирую, что в жизни он будет выглядеть точно так же.
Так что, подбирая отделку для ремонта, не бойтесь потратить лишние пару часов на то, чтобы приехать в магазин и внимательно рассмотреть то, что вы покупаете - в конце концов, пользоваться вам этим потом еще долгие годы. И еще: общайтесь в магазинах с людьми. Они добрые, умные и, за редкими исключениями, искренне хотят вам помочь - чтобы вы остались довольны и в следующий раз снова купили у них.
На этом все. А если вы захотите почитать еще истории про веселые и не очень проблемы на стройках, и как я их решаю - добро пожаловать в мой Телеграм-канал "Ремонт и безумие"! Заходите, там классно!
До связи!