Имя Александра Башлачева находится в списках легендарных рок исполнителей 80-х годов прошлого столетия.
Для людей его окружения это было время большой внутренней свободы. Петь как жить. Любить как дышать. Говорить обо всем, что чувствуешь. Пусть за дверями закрытых «квартирников», но вслух и громко.
Не каждый из этих молодых людей выдержал психологический груз свободы. Александр Башлачев не справился ни со временем, ни с самим собой. Поэтому рок-н-ролл жив, а он уже нет…
Родился Александр в промышленном Череповце в обычной советской семье. И в школу ходил самую обычную.
Его учителя вспоминали, что Башлачев с увлечением относился ко всему творческому — писал стихи, статьи в школьный альманах, делал к ним иллюстрации.
Читал много и с удовольствием. Педагоги удивлялись, как быстро он впитывал все положительное. Сам Башлачев рассказывал другу, что в детстве его водили к психиатру, потому что он в уме правильно умножал большие числа.
Еще в школе Саша решил стать журналистом. В Ленинградский университет не прошел. Вернулся домой, поработал на металлургическом комбинате и на следующий год поступил на журфак Свердловского университета.
Однокурсники вспоминали, что никогда не видели его пишущим конспекты лекций или сидящим за книгами в библиотеке. Он легко учился, легко сдавал сессии.
Общался со всеми ровно, хотя в душу никого не пускал, увлекался однокурсницами, «косил» от занятий на военной кафедре. Вел обычную жизнь обычного студента.
Башлачев часто бывал в родном Череповце. Для местной группы «Рок-сентябрь» Саша писал тексты песен. Этим он нередко занимался прямо на лекциях. Провинциальная группа стала лауреатом всероссийского конкурса среди рок-исполнителей.
Закончив университет, Башлачев вернулся в Череповец и устроился на работу в местную газету. Писать про успехи производства и достижения передовиков ему не нравилось, поэтому долго он там не задержался.
Рок его жизни
Уже набирало обороты рок-движение. В 1984 году на рок-фестивале в Ленинграде Башлачев выступил со своими песнями и поразил публику глубокими злободневными текстами.
Музыкальный критик Артемий Троицкий посоветовал ему перебираться в столицы. Он водил его по своим знакомым, где Александр выступал, устраивал его «квартирники» в больших городах по всей стране. Фирменным знаком исполнителя был звон колокольчиков, которые он носил на запястье.
Башлачев стал явлением. Как бы сейчас сказали, открытием года. Зрители легендарных «квартирников» рассказывали, что после выступления у музыканта на пальцах и гитаре была кровь. Он так проживал свои песни, что стирал кожу о гитарные струны, а голос у него был постоянно сорван.
Сам Башлачев говорил, что новые песни его «осеняют». А смысл написанных им строчек он понимает только спустя месяцы.
Поклонники творчества музыканта сохранили записи его живых концертов. Студийных было немного. В 1986 году Башлачев записал альбом «Вечный пост», а потом, недовольный им, уничтожил оригинал. Но сохранилась копия, по которой потом были изданы компакт-диски.
Коллега Александра по рок-цеху 80-х Борис Гребенщиков характеризовал его как мощную личность и сравнивал с раскаленной печью, которая окатывала всех своим пылающим внутренним жаром.
Очевидно, музыкант просто «перегорел». Он уже переехал в Ленинград, был членом местного рок-клуба, выпустил альбом «Третья столица» успешно выступал с концертами, работал в легендарной котельной «Кочегарка».
Это была внешняя сторона его жизни. Внутри у Башлачева была полная душевная разбалансировка. Он не находил себе места в окружающей действительности. Не видел и своего будущего в ней. Несколько попыток самоубийства оказались неудачными.
Гражданская жена Александра Анастасия Рахлина говорила, что депрессивное состояние усилилось у него за несколько месяцев до трагедии.
17 февраля 1988 года Александр Башлачев, СашБаш, как звали его друзья и поклонники, выпал из окна ленинградского многоэтажного дома.
Ему было 28 лет. Через несколько месяцев у музыканта родился сын…