Найти тему
Escapist

Книги, от прочтения которых становится не по себе

Все мы, как известно, испытываем разные эмоции от различного творчества. Кому-то фильмы ужасов и книги жанра хоррор кажутся очень страшными, кого-то они могут максимум позабавить. Не всякий человек может впечатлиться и проникнуться атмосферой страха, которая присутствует в некоторых шедеврах. Но сегодняшний список посвящен не жанру ужаса, который сам по себе весьма субъективен и неоднозначен. Мы расскажем вам о книгах, от прочтения которых реально становится не по себе. Возможно, вы не ужаснетесь и не потеряете аппетит, но окунетесь в такие метафизические бездны, о которых вряд ли сможете потом забыть. Каждая из этих книг - творение невероятного хтонического гения, сумрачная проповедь, эклектический театр кошмара, из которого крайне сложно выбраться самому. Слушайте и внимайте услышанному.

Ю. Мамлеев. Шатуны.

После прочтения этой книги многое из прочитанного ранее покажется детской забавой. Эта книга действительно страшна - страшна обыденными описаниями хтонического ужаса, страшна тем, что ее персонажи и композиция вообще не пытаются понравиться читателю. Сложно даже описать, что именно ожидает вас в ходе прочтения - но равнодушными вы не останетесь. История убийцы, в каждом убийстве поднимающегося на вершины духа, облачается в невероятные контуры мерзости, сопряженной с богоискательством. В этой книге все спят. В этой книге из леса метафизики выходят те самые жуткие шатуны, которым не нужно ничье прощение и которых не интересует ничего, кроме Истины - чем бы она не являлась.

Г. Майринк. Голем.

-2

Вершины мерзости и ужаса описать всегда сложно, но эта книга совершенно не об этом. Эта книга - о забытой древности, которая иногда кажется страшным сном, кошмаром, апноэ, но никогда не является только лишь этим. Эта книга - урок, в котором перемешались сентенции из Каббалы, древнееврейская легенда о Големе раввина Бен-Бецалеля, мудрости герметизма и алхимии. Эта книга будто написана на том древнем языке, который оживляет ужасы старого пражского гетто. В какой-то момент повествование с героями резко теряет всякую свою значимость, и читатель может увидеть ту пропасть, которая скрывается за всеми этими картонными декорациями, и в которой случайного путника поджидает мстительный и забытый бесцельно - Голем.

Л. Андреев. Он.

-3

В отличие от предыдущих романов, эта книга является скорее большой повестью. Впрочем, это никак не умаляет значимости и уникальности данного творения. "Он" писался Андреевым, как своеобразная переделка рассказа "Падение дома Ашеров", но в итоге стал чем-то большим, нежели образчик готической литературы ужасов. Главный герой прибывает в дом на берегу ровного серого моря, в котором недавно случилось жуткое горе. Жильцы дома приветливы с ним, но то и дело о чем-то плачут по ночам дети, которые живут в этом неприветливом месте. Герой решает докопаться до истины, и понять, кем же является Он, который по ночам выплывает из воздуха, приникая к холодным окнам. Эта повесть выходит далеко за рамки литературы ужасов, ставя вопросы, на которые нет ответов, и пользуясь теми средствами выразительности, которые в руках мастера перестают быть набором пошлых шаблонов. Это просто стоит читать - и перечитывать - пока наконец не придет неизбежное понимание.

Э. Т. А. Гофман. Песочный человек.

-4

За рассказом "Песочный человек" уже давно тянется след из подражаний - от рассказов, написанных в схожей манере, до использования запоминающегося образа вплоть до комикса с таким же названием. Это произведение так же не ограничивается классическими средствами воздействия на читателя, оставляя за атмосферой безграничного ужаса и сумасшествия что-то недосказанное. Каждый образ, от механической куклы до несчастного главного героя и самого Песочного человека имеет двойное, тройное дно, что делает сюжет неизмеримо глубже простой сказки о чрезмерно увлекающемся юноше. Здесь нет ни одной лишней детали, каждый сюжетный ход продуман и взвешен. Возможно, по итогу у вас не останется никаких вопросов - но эти ярчайшие моменты обнажения глубинной сути вещей вы уже вряд ли сможете забыть.

У. Голдинг. Хапуга Мартин.

-5

В романе "Хапуга Мартин" самом по себе нет ничего ужасного. История от мастера "темных" притч Уильяма Голдинга в конечном счете является лишь историей рефлексии на фоне распадающегося и исчезающего мира. Но эти средства стилизации, гениальные сюжетные приемы, напряжение вплоть до самой последней минуты, разрешающейся вспышкой темной молнии - такое сложно забыть и почти невозможно повторить заново. История о жажде жизни, попутно пересекающаяся с историей божественного суда, удивляет и совершенно шокирует великолепным, неожиданным финалом. Такую книгу абсолютно точно нельзя пропустить. Даже итоговая простота сюжета, который раскрывается далеко не сразу, не способна испортить удовольствие от бесподобного авторского видения.

Таков список книг, от прочтения которых становится не по себе, и которые невозможно забыть впоследствии. Если этот формат показался вам интересным, подпишитесь на канал и поставьте лайк материалу - так я буду знать, стоит ли делать данную рубрику регулярной.