С речевой точки зрения ребенок готов к школе если:
1. Использует речь как средство общения в полном объеме: понимает обращенную речь, может вступить в контакт, поддержать беседу, ясно и последовательно излагает свои мысли.
2. Пересказывает текст без подсказок, соблюдая основную мысль и последовательность событий, используя сложные предложения.
3. Имеет большой, богатый словарный запас: активно использовать антонимы (широкий-узкий, добрый-злой) и синонимы (водитель-шофер, врач-доктор), прилагательные, наречия и другие части речи.
4. Правильно использует предлоги (в том числе сложные) в грамматических конструкциях.
5. Понимает сложные грамматические конструкции. Пример: Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале? Мальчик обрызган девочкой. Кто кого обрызгал?
6. Правильно образует слова: единственное/множественное число (пень-пни, брат- братья), уменьшительно-ласкательные формы (ведро-ведерко, окно-окошко-окошечко), названия детенышей животных (у свиньи поросята, у овцы ягнята, у лошади жеребята), качественные прилагательные (пирог из сливы – сливовый, шапка из меха - меховая)
7. Звукопроизношение должно быть дефектов. Иначе проблем с письмом и чтением не избежать.
8. Фонематический слух: различает на слух и правильно воспроизводить сходные по звучанию слова и слоги (мишка-миска, па-ба-ба, том-дом-ком). В идеале выполнять звуко-буквенный анализ слов: определять гласные/согласные звуки, твердые/мягкие, глухие/звонкие; рисовать соответствующую схему.
9. Знать разницу между понятиями "звук" и "буква". Звуки мы произносим и слышим, буквы мы читаем (видим) и пишем.