В июне президиум Российской академии наук принял решение перенести все астрономические наблюдения из Главной (Пулковской) обсерватории на другие площадки. Общественники, которые борются против застройки защитной зоны учреждения и за сохранение астроклимата, без которого наблюдения невозможны, ответили новыми протестными акциями. На этой неделе они пытались передать в приемную полпреда президента обращение, но были доставлены в отделение полиции — из-за плаката, который был у одного из активистов. Представитель группы защитников Пулковской обсерватории Анастасия Плюто рассказала SALT.ZONE подробности инцидента, а также объяснила, почему борьба еще не завершена.
____________________________________________________________________________________________
Анастасия Плюто — представитель группы защитников Пулковской обсерватории:
Инициатором пикета [у приемной полномочного представителя президента в Санкт-Петербурге] был член РОО «Охтинская дуга» Михаил Дружининский. Он писал текст обращения и делал плакат, с которым пришел. Пикет являлся продолжением акции, прошедшей неделю назад возле Российской академии наук. Тогда мы обращались к [академику РАН] Жоресу Алферову, чтобы он задумался о поспешности принятого академиками решения. Теперь — к Путину, чтобы обратить его внимание на постановление президиума Российской академии наук, которое ведет к закрытию обсерватории, несмотря на то, что данные, получаемые в Пулкове, используются в навигации и других практических областях.
В обращении к президенту говорится, что решение о закрытии обсерватории продиктовано коммерческими интересами отдельных лиц и структур. Чтобы его принять, академикам хватило восьми минут, научного обсуждения не было. Перевод астрономических наблюдений с Пулковских высот на руку врагам нашей страны, потому что нанесет ущерб национальной обороне. Федеральное правительство, в частности, Минобороны и Роскосмос, не сможет получать объективную и достоверную информацию в полном объеме…
Но само обращение передать в полпредство не удалось. Мы всегда предполагаем, что акция может быть пресечена сотрудниками правоохранительных органов, потому что знаем, в какой стране живем. Но одно дело — допускать такую возможность, и совсем другое — реальное задержание. В тот же день мирно проходил куда более многолюдный пикет у Исаакия. За неделю до того мы спокойно простояли час на Университетской набережной. И тут мы бы никому не помешали, если бы не бдительный вахтер полпредства, который встречал полицейскую машину. Возможно, он же и вызвал наряд.
Полицейские явно искали, к чему прицепиться. У пикетчика документы проверяют почти всегда, это привычно (хотя и не вполне законно). Но эти стали проверять у всех, кто просто стоял рядом, как я. А потом потребовали еще и содержимое рюкзака показать. Без всяких оснований, сославшись на какое-то внутреннее распоряжение и проводимую операцию.
В итоге мне выписали квитанцию на штраф [за переход улицы в неположенном месте], но сделали это настолько неграмотно, что мы будем оспаривать. А Михаил Дружининский [которого продержали несколько часов в отделении] в среду явился, как было ему сказано, в Василеостровский райсуд [для рассмотрения дела по административной статье за нарушение установленного порядка проведения акции]. Но в суде ничего не знали, протоколы не приходили, задержавшие его сотрудники не явились. Мы пробыли в суде больше часа — сам Дружининский и свидетели задержания. Но нам так и не сказали, когда же будет заседание, повестки не дали. Сначала вызвали в один зал суда, потом послали в другой… Потом Михаил Николаевич был вынужден уйти. По состоянию здоровья ему нужны регулярные медицинские процедуры, о чем он и сообщил судейским…
В своем недавнем интервью академик Юрий Балега, заявивший про бесперспективность пулковских наблюдений, все время сбивается на свои же старые утверждения о том, что работу Пулковской обсерватории надо расширять. Штука в том, что Балега возглавлял обе комиссии РАН: в 2009 и в 2018 годах. При этом более ранняя комиссия оставила самый положительный отзыв о работе обсерватории и о необходимости продолжать и развивать наблюдения именно на Пулковской площадке.
Мы считаем, что развитие внешних площадок для астрономических наблюдений не должно подразумевать закрытие основной базы. Астроклимат в Пулково ничуть не мешал в последние годы добиваться значительных успехов. Бесперспективными наблюдения может сделать застройка защитной парковой зоны обсерватории и увольнения — тогда на телескопах станет некому работать. Пока этого не случилось, надежда, что Пулковская обсерватория продолжит работу, есть.
Сейчас проходят слушания по внесению изменений в генплан. Одна из поправок касается защитной зоны астрономической обсерватории. 27 июня слушания проходили в Пушкинском районе, 29-го состоятся в Московском. Как и в прошлые разы, мы будем посылать замечания с требованиями оградить защитно-парковую зону обсерватории от застройки. Чем больше народу присоединится, тем больше шансов, что нас услышат.
____________________________________________________________________________________________
КАК ПОУЧАСТВОВАТЬ:
Нужно как можно шире распространять информацию о происходящем с Пулковской обсерваторией. Чем выше интерес к теме, тем охотнее о ней пишут журналисты и тем заметнее общественный резонанс. Перепосты, комментарии — это минимум, но это может каждый, чтобы привлечь внимание к проблеме.
Скачать актуальную листовку защитников Пулковской обсерватории можно по ссылке.
Чтобы следить за новостями активистов, вступайте в сообщества «Сохраним Пулковскую обсерваторию» «ВКонтакте» и Facebook.
Больше материалов на SALT.ZONE