Найти тему
ReadRate

Вячеслав Полунин: книги для дураков

Один из лучших клоунов планеты, актёр-мим, создатель знаменитого «Снежного шоу» Вячеслав Полунин признаётся: «Я вообще визуальный человек, для меня литературы нет, сюжета не существует. Для меня впечатление важно. Я никогда не интересуюсь, на каком языке идёт фильм, воспринимаю людей и их отношения через их взгляды. Мне всё равно, что они друг другу сказали». Об этом создатель «Лицедеев» рассказал Дарье Златопольской в программе «Белая студия» телеканала «Россия К». В то же время он признаётся, что его библиотека... постоянно растёт. До 50 лет Полунин с семьёй постоянно переезжал с места на место, и повсюду за ними следовал фургончик с книгами.
Когда Полунин создавал образ Асисяя, он засел в библиотеке на несколько лет и изучал, что такое Петрушка, что такое Иванушка-дурачок, кто такие Дон Кихот и Маленький принц. Что они несут людям, зачем они нужны. По книгам разбирался, что такое комедия дель арте, китайский театр и так далее – «потому что знания необходимы любому клоуну, если он хочет высоко взлететь».
Полунин и сам написал книгу с провокационным заглавием «Слава дурак» («Дурак для меня это синоним счастливого человека», – говорит он).

И всё-таки художественную литературу лицедей тоже открывает. Но (как сам признаётся) книг со страшными историями не читает, киношные страшилки не смотрит, разговоры на мрачные темы пресекает. Есть десяток книжек, которые он боится дочитывать до конца, потому что опасается в них утонуть. Но есть те, чтение которых – дело стоящее и безопасное.

1. Маленький принц. Антуан де Сент - Экзюпери

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – одна из главных фраз «Маленького принца» Экзюпери. Любовь – один из великих подарков судьбы. Она владеет большей частью того, что существует; если ты вдруг начнёшь врать влюбви, то это трагедия. Никогда, ни в коем случае нельзя врать. Ты должен найти вместе с приручённым решение, в какой степени вы друг за друга отвечаете.

2. Вечера на хуторе близ Диканьки. Николай Гоголь

Однажды я сочинил пьесу о четырёх клоунах – ​Го-Го, То-То, Пу-Пу и До-До, в которых изобразил моих кумиров, классиков и мыслителей: Гоголя, Толстого, Пушкина и Достоевского. Кто мне ближе? Я решил играть Гоголя, подумал, что он мне всё-таки ближе: его мистицизм, самокопание и в то же время веселье ярмарки, вечеров близ Диканьки. Такой силы радостный разгул! Для меня самое мощное явление в мировой литературе – ​автор «Мёртвых душ». У него юмор переплетается с трагедией, фантасмагорией, слезами, любовью и сочувствием к маленькому человеку и его страданиям.

3. Записки из Мёртвого дома. Федор Достоевский

Был влюблён в Достоевского, перечитал вообще всё. «Записки из Мёртвого дома» для меня очень значимое произведение.

4. Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

У меня в библиотеке в основном абсурдисты и фантасты. «Мастер и Маргарита» Булгакова – отражение той моей стороны, которая существует по законам фантастической реальности.

5. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Михаил Бахтин

Карнавал как праздничное пространство внутри себя – эту тему я изучаю всю жизнь. У меня сотни книг про карнавалы. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» Бахтина – одна из главных в коллекции.

6. Случаи. Даниил Хармс

Среди моих учителей – ​Даниил Хармс, который намного сильнее Сэмюэла Беккета, основоположника театра абсурда.

-2

Всегда ваш, ReadRate (www.readrate.com) - сайт о книгах и чтении