Музыка один из самых массовых видов искусства уже довольно долгое время. Несмотря на всеобщий технический прогресс она все еще выдерживает конкуренцию с телевидением и даже высокосортным интернетом. Причина такого положения дел состоит в том, что музыка способна сопровождать нас почти постоянно. На чтение книги или просмотр фильма может не хватить не сил не времени, а радио есть едва ли не в каждой машине и как следствие прослушивание песен является одним из самых легко доступных видов досуга в современной жизни.
Таким образом логичным представляется и то что именно музыкальное искусство является сегодня желанной для многих карьерой и одним из самых частых предметов для дискусий, часто весьма критических. Но вот парадокс: современную российскую эстраду(да и другие жанры) не поругивает хотя бы от случая к случаю сегодня только ленивый, но каких либо позитивных изменений в этой сфере не особо заметно, да и артисты, которые подвергаются остракизму отнюдь не бедствуют: публика в залах не переводится.
В чем же дело? Попробуем разобраться.
"Анти культурная революция 90-х"
Последние годы советской власти, перестройка и почти все первое десятилетие постсоветского существования нашей страны ознаменовались тотальным высвобождением всего и вся. Цензуру запретили, многочисленные табу и ограничения ушли в прошлое говорить( а так же петь и показывать) стало можно абсолютно все. Все и заговорили: о сексе. На эстраде акцент стал делаться не на вокальный и артистический талант исполнителей а на откровенность и провокационность их сценического образа.
Именно тогда возник термин "поющие трусы", которые до сих пор еще не вышел из обихода. И ладно бы если проблема состояла только в вышеперечисленном. Главной катастрофой явилось то что музыка перестала быть искусством.
Пропала надобность в поэтах, композиторах и даже просто техническом персонале. Буквально всем стали заниматься продюсеры которые о качестве выпускаемого ими продукта заботились(и заботятся сегодня) намного меньше чем о его прибыльности. А ведь, что нужно массовому зрителю в большинстве случаев?
Не в филармонию же он пойдет, в самом деле.
Да, все верно. Исключительно шоу и эпатаж. Вот и тратят огромные деньги современные воротилы так называемого шоу бизнеса на красивую обертку за которой как правило ничего высокохудожественного не скрывается.
Последний пассаж дает нам возможность перейти к следующему вопросу.
"Попсовая лихорадка" 2000-х
Шло время, Россия понемногу выходила из угара недавнего лихолетья, неспешно, но все же вставая на рельсы планомерного движения вперед. Культура вроде бы тоже шла той же дорогой, но так во многом лишь казалось.
Тренд возникший на заре демократизации общества вполне прижился, и что главное, оказался весьма выгодным финансово и отказываться от него никто не собирался, однако понимая что вечно стричь "зеленых президентов" на коротких юбочках не получится продюсерское сообщество решило обмануть публику и на поверхностный взгляд музыкальный рынок стал подвергаться изменениям.
Вульгарная одежда и кричащий мейк-ап остались в прошлом.
Теперь артисты много внимания начали уделять своему имиджу как бы "облагораживаясь". К работе на сцене и вне ее стали привлекаться стилисты, визажисты, модельеры и внешняя сторона и в самом деле вышла но новый уровень.
Но появились ли на сцене по настоящему талантливые люди, яркие индивидуальности? Если и да то ничтожно мало.
Многое если капнуть глубже так и осталось на прежнем уровне. Только если раньше продажа "эстрадного товара" была делом отдельных энтузиастов, то в 2000-е превратилось в индустрию, живущую теперь уже по грамотно выработанным законам, всечасно реализуемым на практике.
Артист и особенно музыкальная группа становятся бизнес-проектом, который должен прежде всего приносить доход.
Ярким примером этого могут служить наши женские коллективы. Никогда не обращали внимание на постоянную текучку кадров скажем в "ВИА ГРЕ"? Вот то то и оно.
Дело в том что солистки в данном случае не являются самостоятельными единицами, представляя из себя своеобразный кукольный театр.
Их не зря и в народе зовут обезличенно: "черненькая, беленькая, рыженькая". Продюсерам важна расстановка фигур в правильном порядке и цветовой гамме, а не индивидуальное качество исполнителей.
Отсутствие хорошего музыкального материала ситуацию на нашей сцене тоже совсем не улучшает.
После полного бес предела 90-х настоящие мастера почти все по вывелись, а те что все таки еще остались отказываются работать в условиях продюсерского диктата и повсеместного примитивизма.
Опять таки артист очень редко может сам выбрать что ему петь. Репертуар или формирует "хозяин" или заказывает телевидение. Ведущей и в том в другом случае является опять таки финансовая составлявшая.
На фоне всего вышеизложенного вполне логичным выглядит, что слушатели сохранившие хотя бы остатки вкуса на современную эстраду смотрят с ужасом и ищут альтернативу для себя в других сферах. О них мы и поговорим ниже.
Альтернатива № 1 "Ретро".
Много сказано негативного о советском прошлом. Засилье идеологии, отсутствие свободы выражения мнения, зашоренность властей, утопическая система экономики.... Все это так. Но не стоит забывать, что много было создано в то время и заслуживающего внимания. Одно из первых мест в этом списке занимает музыка. Как и ко всему что находилось в те времена под контролем государства к ней предъявлялись самые высокие требования. Да, пресловутые худсоветы едва не загубили многие по настоящему талантливые творения, но "лабуду" на публику не пропускали.
Как следствие над музыкальным творчеством у нас тогда работали настоящие профессионалы. Вначале Исаак Дунаевский, Лебедев- Кумач, Тихон Хренников Потом приходили им на смену молодые таланты , прошедшие на их творчестве замечательную школу. Каждому времени соответствовала своя музыка. Она, как пелось в песне в самом деле "строить и жить помогала". В промышленности и сельском хозяйстве бились под нее рекорды урожая и производства, в войну она поднимала в бой, в часы досуга пелась в шумной компании за столом.
Советская эстрада подарила нам и много исполнителей творчество которых не забыто и сегодня: Леонид Утесов, Марк Бернес, Муслим Магомаев и другие.
Сегодня их репертуар во многом переживает второе рождение. Их записи слушаются и раскупаются, а современная молодежь, которая лишь только начинает свой творческий путь во многом учится на их песнях.
Это связана с тем что на общем современном сером фоне музыка таких без преувеличения выдающихся людей выглядит особенно качественной и с течением времени у нее наверняка будет все больше новых почитателей.
Альтернатива № 2 "Рок-музыка"
Исторически сложилось так, что рок всегда был аппозиционен. Когда то он не устраивал власти когда то ретроградов-классиков не способных принять что либо современное. Сегодня же именно рок-музыка во многом еще сохраняет принципы свойственные настоящему искусству. Исполнители и авторы этого жанра издавна славятся умением сочинить качественную мелодию и подобрать хорошие слова. Вспомните характерые тексты того же Андрея Макаревича. Нередко они имеют форму притчи("Пока еще горит свеча") басни( "Глупый скворец", "Разговор в поезде") или даже законченной истории("Он был старше ее")
Нередко носил рок и социальный характер. Обратимся к творчеству Виктора Цоя и особенно Игоря Талькова.
Бунтари по натуре они служили как бы гласом народа, а иногда и смельчаками способными открыто говорить о сложных и острых вопросах истории и современности.
Многие до сих пор считают, что Игорь Тальков погиб в октябре 1991 года из за песни "Россия" которая и сегодня остается одной из вершин русской музыки и гражданской лирики. Учитывая неизменную актуальность поднятых в творчестве многих рок-музыкантов проблем и вопросов их песни продолжают оставаться востребованными и популярными в основном у думающей публики.
Альтернатива № 3 Мюзикл и музыкальный театр"
Несмотря на достаточно большую любовь у публики к жанру мюзикла массовым этот жанр назвать сложно по нескольким причинам. Во первых мюзиклы как правило не транслируют по телевидению или в интернете и как следствие снижается вовлеченность публики в сам процесс знакомства с подобными представлениями Во вторых мюзикл сам по себе вещь достаточно дорогая, что сказывается и в ценах на билеты и в сложности транспортировки(мюзиклы редко гастролируют). Как следствие обычный зритель нередко довольствуется лишь отдельными номерами, которые обрели всемирную популярность. Такие например как знаменитая "Memory"(мюзикл "Кошки"), "Дуэт Кристины и Призрака" (мюзикл "Призрак Оперы") или же "Belle" (мюзикл "Собор Парижской Богоматери") Между тем на сцене мюзикла безусловно есть на что взглянуть. Примечательно, что в отличие от оперетты он не имеет собственной драматургии и во многих случаях ставится на основе известных и любимых многими литературных произведений благодаря чему является значительно менее "ходульным" нежели оперетта от которой мюзикл и произошел Да и артисты там всегда выступают высочайшей квалификации, умеющие и петь и танцевать и играть как драматические актеры. Так что людей, соскучившихся по по настоящему качественному музыкальному материалу, талантливому исполнению и сложной хореографии стоит пригласить именно в театр мюзикла( в нашей стране для этой цели лучше всего подойдут Петербург и Екатеринбург)
Альтернатива № 4 Шансон и романсы
Несмотря на ураганную критику, которая со всех сторон сыпется на Ваенгу или Михайлова их популярность показывает, что в нашей стране на шансон есть спрос. Впрочем во многих случаях такая критика шансона основана на том что люди слишком узко трактуют этот жанр, связывая его только лишь с блатной песней.
А между тем к представителям шансона относятся и гениальный Владимир Высоцкий и любимый народом Александр Розенбаум и прославленный бард-философ Булат Окуджава и один из главных в России поставщиков хитов Сергей Трофимов(Трофим)
Как можно видеть жанр этот очень многогранен и многообразен. К тому же все же наверно именно там работают лучшие "текстовики", которые максимально ответственно относятся к смысловой нагрузке своих творений. Шансон и авторская песня наверно один из немногих жанров музыки слова из песен которого растаскивают на цитаты и превращают в пословицы и поговорки.
Например песня Трофима "Город Сочи" стала неофициальным гимном этого приморского местечка, а многие песни того же Михайлова сегодня используются даже в качестве серенад.
В свою очередь жанр романса(отчасти родственный шансону) тоже является золотым фондом нашей музыкальной культуры. Ценен он прежде всего тем, что нередко являлся зеркалом того времени в которое был написан. В нем отразились многие важные события истории нашей страны: войны, революции, самые разные общественные изменения нашли выражение именно в песнях, которые часто были именно романсами и интересно заметить, порой их слова менялись в зависимости от политической конъюнктуры и тому есть множество(интересующимся рекомендую проработать этот вопрос самостоятельно после ознакомления с данной статьей). Воистину русский романс можно назвать настоящей "музыкальной историей" России, а также своеобразным путеводителем по многообразию ее культуры так как в романсе оставили свой след многие населяющие нашу страну этносы. Заключая можно сделать вывод о том что человеку, называющему себя культурным совершенно необходимо самое широкое знакомство со всеми музыкальными жанрами, из возможных чтобы найти то что придется по вкусу именно ему. Поверьте, несмотря на то что не все у нас в этой сфере на высоком уровне найти "свое" вполне возможно в чем я и желаю всем нам успехов.
Спасибо.