Кто такие синефилы? В моем понимании, это разновидность кинолюбителей, предпочитающих авторское интеллектуальное кино с уклоном в философию или псеводофилософию, кино экспериментальное, нестандартное, со сложной структурой повествования (и потому невоспринимаемое массовым зрителем). Есть еще такое не очень приятное слово, которым часто характеризуют синефилов - эстетство. Синефильское кино отличается специфической эстетикой - иногда завораживающей, иногда отталкивающей. Синефилия - это, конечно, удел избранных. Поэтому синефильские режиссеры вовсе входят в условную "обязательную программу" кинолюбителя. Незнание их творчества точно не является постыдным. Это не те фильмы, которые надо непременно успеть посмотреть до конца жизни или взять с собой на необитаемый остров. Тем не менее, эти режиссеры составляют важную часть истории кинематографа, а для каждого кинолюбителя они выполняют важную функцию, помогая ему выйти из "зоны комфорта" и немного расширить свое киноманское сознание. Как минимум, в небольших дозах синефильское кино иногда полезно для употребления.
Моя версия ТОП-10 самых синефильских режиссеров (в алфавитном порядке):
Апитчатпон Вирасетакул (р. 1970)
Таиландский режиссер снимает монотонное кино с нестандартной структурой повествования, в котором многие синефилы видят новаторство и свежесть. Неподготовленный зритель скорее всего просто уснет во время просмотра. Фильмы Джо Вирасетакула отличаются особой магической атмосферой (критики вспоминают литературный термин "магический реализм"), прочувствовать которую, я думаю, сможет любой кинолюбитель при правильном настрое. Самый известный фильм режиссера - "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни", победивший на Каннском кинофестивале в 2010 году.
Жан-Люк Годар (р. 1930)
Его ранние фильмы, считающиеся шедеврами французской новой волны, можно и нужно смотреть всем, кто так или иначе занимается кинообразованием, а также простым зрителям - любителям классики. Но то, что Годар начал снимать с середины 60-х, начиная с периода "Группа Дзига Вертов", уже несмотрибельно и кажется вообще бессмысленным зрелищем (что неправда). Однако годаровские фильмы, включая последние - "Фильм-социализм", "Прощай, речь", регулярно попадают в ежегодные синефильские ТОПы. Экспериментальные работы Годара - образец интеллектуального кино, наполненного под завязку отсылками на различные произведения искусства, философские теории, исторические события. Полагаю, для наиболее полного понимания творчества Годара необходимо знание французского языка и высшее гуманитарное образование в каком-нибудь престижном европейском университете.
Филипп Гранрийе (р. 1964)
Радикальное кино с натуралистичными сценами насилия и редкими диалогами. В "картинке" преобладают мрачные, холодные тона. Режиссер любит использовать приемы, выбивающие зрителя из комфортного состояния - размытая "картинка", дергающаяся камера, инвертирования цвета. В то же время фильмы Гранрийе вполне концептуальны и имеют философскую основу (например, в этом интервью режиссер ссылается на Спинозу).
Эжен Грин (р. 1947)
Юджин Грин - американский театральный режиссер, перебравшийся во Францию и ставший Эженом. Театральность Эжен Грин перенес и в кино, кинокритики-синефилы отмечают, как изобретательно он создает мизансцены. В его фильмах много классической музыки, живописи, архитектуры, во время просмотра возникает ощущение прикосновения к "настоящему искусству". С другой стороны, если вы равнодушны к французской культуре и классическому искусству, эти фильмы скорее всего будут для вас невероятно скучными и даже в какой-то степени пошлыми.
Гай Мэддин (р. 1956)
Канадец Гай Мэддин - поэт сновидческого кинематографа, в котором не работают никакие рациональные законы. Это сюрреалистичное кино, требующее ментального погружения и достижения медитативного режима восприятия. Понятно, что мало кто сходу сможет поставить на себе такой опыт. Фильмы Мэддина очень красивые и плавные - возможно, эти качества вас зацепят и помогут полюбить творчество этого самобытного режиссера. Стилизация под старые немые киноленты придает его фильмам дополнительное очарование.
Жак Риветт (1928-2016)
Одна из "фирменных фишек" Риветта, которая сразу бросается в глаза - это очень длинный хронометраж. Например, "Out 1" длится 12 часов... Зритель-обыватель наверняка упрекнет Риветта в том, что режиссер крайне неэкономно расходует драгоценное зрительское время. Впрочем, для синефилов это не проблема - они умудряются получать удовольствие от каждого кадра. Фильмы Жака Риветта невозможно пересказать, да это и бесполезно, получится полная бессмыслица. Хотя есть у него фильм, который я могу посоветовать посмотреть всем или почти всем - "Прекрасная спорщица".
Рауль Руис (1941-2011)
Если у некоторых режиссеров прослеживается тесная связь с театром или живописью, то Рауль Руис - режиссер "литературный". "Свои фильмы он снимает так, как эрудит 19-го века писал бы литературные сочинения – без напряжения и беспокойства, присущие темпераменту современного художника" (Cineticle). Сюжеты его фильмов, как правило, используют мотивы известных литературных произведений. Фильмография Руиса насчитывает более сотни работ, среди которых наверняка немало проходных и неудачных, но есть и "скрытые жемчужины". Рауль Руис может проходить по разряду не только синефильских режиссеров, но и классиков европейского авторского кино. Так как я ничего у него не смотрел, не могу судить о степени смотрибельности его фильмов, но, судя по отзывам, зрелище не самое простое.
Цзя Чжанкэ (р. 1970)
Представитель китайского независимого кино Цзя Чжанкэ - один из самых модных современных азиатских режиссеров. Эстетика Цзя Чжанкэ - минимализм, реалистичность без прикрас, жутковатые индустриальные пейзажи, разруха. В центре внимания - жизнь в маленьких китайских городках. Кинематограф Цзя Чжанкэ нельзя назвать увлекательным, с общепринятой точки зрения. Композиция и ритм, пожалуй, непривычны для западного зрителя. Киноэксперты и синефилы без проблем распознают гениальность его фильмов.
Вернер Шрётер (1945-2010)
Немецкий режиссер Вернер Шрётер - создатель экспериментальных эстетских фильмов с вычурным визуальным стилем. Из других искусств на режиссера оказала влияние опера. Почти полное отсутствие внятного сюжета затрудняет просмотр зрителям-НЕсинефилам. Кинематограф Шрётера - это поток образов, которые мы должны как-то сами научиться считывать.
Жан-Мари Штрауб (р. 1933) и Даниель Юйе (1936-2006)
Жан-Мари Штрауб и Даниель Юйе - супруги-кинематографисты из Франции. По отзывам опытных киноманов, это какое-то совершенно параллельное экспериментальное кино. Википедия про них пишет, что они "радикально отстаивают чистоту киноязыка". Любопытно, но... страшновато такое смотреть.