Найти тему
ALTEREOS

10 самых синефильских режиссеров

Кто такие синефилы? В моем понимании, это разновидность кинолюбителей, предпочитающих авторское интеллектуальное кино с уклоном в философию или псеводофилософию, кино экспериментальное, нестандартное, со сложной структурой повествования (и потому невоспринимаемое массовым зрителем). Есть еще такое не очень приятное слово, которым часто характеризуют синефилов - эстетство. Синефильское кино отличается специфической эстетикой - иногда завораживающей, иногда отталкивающей. Синефилия - это, конечно, удел избранных. Поэтому синефильские режиссеры вовсе входят в условную "обязательную программу" кинолюбителя. Незнание их творчества точно не является постыдным. Это не те фильмы, которые надо непременно успеть посмотреть до конца жизни или взять с собой на необитаемый остров. Тем не менее, эти режиссеры составляют важную часть истории кинематографа, а для каждого кинолюбителя они выполняют важную функцию, помогая ему выйти из "зоны комфорта" и немного расширить свое киноманское сознание. Как минимум, в небольших дозах синефильское кино иногда полезно для употребления.
Моя версия ТОП-10 самых синефильских режиссеров (в алфавитном порядке):

Апитчатпон Вирасетакул (р. 1970)

Таиландский режиссер снимает монотонное кино с нестандартной структурой повествования, в котором многие синефилы видят новаторство и свежесть. Неподготовленный зритель скорее всего просто уснет во время просмотра. Фильмы Джо Вирасетакула отличаются особой магической атмосферой (критики вспоминают литературный термин "магический реализм"), прочувствовать которую, я думаю, сможет любой кинолюбитель при правильном настрое. Самый известный фильм режиссера - "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни", победивший на Каннском кинофестивале в 2010 году.


Синдромы и столетие (2006)
Синдромы и столетие (2006)

Жан-Люк Годар (р. 1930)

Его ранние фильмы, считающиеся шедеврами французской новой волны, можно и нужно смотреть всем, кто так или иначе занимается кинообразованием, а также простым зрителям - любителям классики. Но то, что Годар начал снимать с середины 60-х, начиная с периода "Группа Дзига Вертов", уже несмотрибельно и кажется вообще бессмысленным зрелищем (что неправда). Однако годаровские фильмы, включая последние - "Фильм-социализм", "Прощай, речь", регулярно попадают в ежегодные синефильские ТОПы. Экспериментальные работы Годара - образец интеллектуального кино, наполненного под завязку отсылками на различные произведения искусства, философские теории, исторические события. Полагаю, для наиболее полного понимания творчества Годара необходимо знание французского языка и высшее гуманитарное образование в каком-нибудь престижном европейском университете.


Страсть (1982)
Страсть (1982)

Филипп Гранрийе (р. 1964)

Радикальное кино с натуралистичными сценами насилия и редкими диалогами. В "картинке" преобладают мрачные, холодные тона. Режиссер любит использовать приемы, выбивающие зрителя из комфортного состояния - размытая "картинка", дергающаяся камера, инвертирования цвета. В то же время фильмы Гранрийе вполне концептуальны и имеют философскую основу (например, в этом интервью режиссер ссылается на Спинозу).


Озеро (2008)
Озеро (2008)

Эжен Грин (р. 1947)

Юджин Грин - американский театральный режиссер, перебравшийся во Францию и ставший Эженом. Театральность Эжен Грин перенес и в кино, кинокритики-синефилы отмечают, как изобретательно он создает мизансцены. В его фильмах много классической музыки, живописи, архитектуры, во время просмотра возникает ощущение прикосновения к "настоящему искусству". С другой стороны, если вы равнодушны к французской культуре и классическому искусству, эти фильмы скорее всего будут для вас невероятно скучными и даже в какой-то степени пошлыми.


Мост Искусств (2004)
Мост Искусств (2004)

Гай Мэддин (р. 1956)

Канадец Гай Мэддин - поэт сновидческого кинематографа, в котором не работают никакие рациональные законы. Это сюрреалистичное кино, требующее ментального погружения и достижения медитативного режима восприятия. Понятно, что мало кто сходу сможет поставить на себе такой опыт. Фильмы Мэддина очень красивые и плавные - возможно, эти качества вас зацепят и помогут полюбить творчество этого самобытного режиссера. Стилизация под старые немые киноленты придает его фильмам дополнительное очарование.


Осторожность (1992)
Осторожность (1992)

Жак Риветт (1928-2016)

Одна из "фирменных фишек" Риветта, которая сразу бросается в глаза - это очень длинный хронометраж. Например, "Out 1" длится 12 часов... Зритель-обыватель наверняка упрекнет Риветта в том, что режиссер крайне неэкономно расходует драгоценное зрительское время. Впрочем, для синефилов это не проблема - они умудряются получать удовольствие от каждого кадра. Фильмы Жака Риветта невозможно пересказать, да это и бесполезно, получится полная бессмыслица. Хотя есть у него фильм, который я могу посоветовать посмотреть всем или почти всем - "Прекрасная спорщица".


Селина и Жюли совсем заврались (1974)
Селина и Жюли совсем заврались (1974)

Рауль Руис (1941-2011)

Если у некоторых режиссеров прослеживается тесная связь с театром или живописью, то Рауль Руис - режиссер "литературный". "Свои фильмы он снимает так, как эрудит 19-го века писал бы литературные сочинения – без напряжения и беспокойства, присущие темпераменту современного художника" (Cineticle). Сюжеты его фильмов, как правило, используют мотивы известных литературных произведений. Фильмография Руиса насчитывает более сотни работ, среди которых наверняка немало проходных и неудачных, но есть и "скрытые жемчужины". Рауль Руис может проходить по разряду не только синефильских режиссеров, но и классиков европейского авторского кино. Так как я ничего у него не смотрел, не могу судить о степени смотрибельности его фильмов, но, судя по отзывам, зрелище не самое простое.


Припоминание предъявлений, или Жизнь есть сон (1987)
Припоминание предъявлений, или Жизнь есть сон (1987)

Цзя Чжанкэ (р. 1970)

Представитель китайского независимого кино Цзя Чжанкэ - один из самых модных современных азиатских режиссеров. Эстетика Цзя Чжанкэ - минимализм, реалистичность без прикрас, жутковатые индустриальные пейзажи, разруха. В центре внимания - жизнь в маленьких китайских городках. Кинематограф Цзя Чжанкэ нельзя назвать увлекательным, с общепринятой точки зрения. Композиция и ритм, пожалуй, непривычны для западного зрителя. Киноэксперты и синефилы без проблем распознают гениальность его фильмов.


Неизведанные радости (2002)
Неизведанные радости (2002)

Вернер Шрётер (1945-2010)

Немецкий режиссер Вернер Шрётер - создатель экспериментальных эстетских фильмов с вычурным визуальным стилем. Из других искусств на режиссера оказала влияние опера. Почти полное отсутствие внятного сюжета затрудняет просмотр зрителям-НЕсинефилам. Кинематограф Шрётера - это поток образов, которые мы должны как-то сами научиться считывать.


Малина (1990)
Малина (1990)

Жан-Мари Штрауб (р. 1933) и Даниель Юйе (1936-2006)

Жан-Мари Штрауб и Даниель Юйе - супруги-кинематографисты из Франции. По отзывам опытных киноманов, это какое-то совершенно параллельное экспериментальное кино. Википедия про них пишет, что они "радикально отстаивают чистоту киноязыка". Любопытно, но... страшновато такое смотреть.


Сицилия! (1998)
Сицилия! (1998)