Желание иметь с собой в кармане одежды или в дамской сумочке миниатюрную фотокамеру была кажется всегда. Еще на заре прошлого века предпринимались бесчисленные попытки наладить выпуск небольших камер, которые можно было бы массово продавать не только фотографам, но и дамам. Некоторые из этих проектов были весьма не дурны. Вспомните и миниатюрные «Кодаки», и не менее популярные «дамские контаксы» и первую модель Leica 1 А 1925 г, с убирающимся объективом Leitz Anastigmat 50mm f/3.5 в конце концов. Иногда, в целях минимизации габаритов камеры ее лишали дальномера и ( или) видоискателя, иногда искали замену гармошке в хитрых конструкциях убирающихся при транспортировке объективов.
Из бесконечной вереницы таких «малюток», в середине прошлого века, лишь одна такая конструкция была удостоилась настоящего коммерческого успеха и была признана необходимым атрибутом дамской сумочки, как пудреница или флакончик «шанели» Это бессмертный Rollei 35. Почему бессмертный, да по тому что и сейчас по прошествии полувека, не смотря на то, что существуют очень совершенные электронные автофокусные малыши и любительские и такие, как Nikon 28 Ti /35 Ti, или всевозможные модели Mini Leica и Contax T, механический Rollei 35 по-прежнему пользуется неизменным интересом и устойчивым спросом. Хотя стоимость этого чуда техники немалая. Что же так привлекало и привлекает к этому миниатюрному совершенству? Что это? Дорогая игрушка для дорогих особ (рис. 2, 3), или, всё-таки рабочий инструмент?
Как это не удивительно, но Rollei 35 неизменно сохранял свой внешний облик от момента создания его прототипа в 1965 г. до последней камеры, которая сошла с конвейера, в 1986 г. Кроме того штучные экземпляры, или даже ограниченные серии этих камер, изготовляются по сей день, во всяком случае нам достоверно, известны экземпляры, датированные третьим тысячелетием. Правда у каждой очередной новинки этой модели появлялись и исчезали какие-то элементы конструкции, менялось их расположение, отделка, но, и целом, камера воспринимается, как устойчивый, радующий глаз образ, очень удачной компоновки.
Отцом фотоаппарата Rollei 35 являлся немецкого конструктора Хайнца Васке (Heinz Waaske) (рис. 6), который и придумал этот самый маленький полнокадровый 35 мм аппарат в мире. И он сохранял это первенство до появления в 1979 г. Olympus XA, высококлассной миниатюрной камеры, авторство которой принадлежит нашему давнему знакомому г. Майтини (рис. 4).
Хайнца Васке родился в 1929 г, в Берлине. К сожалению, сегодня его уже нет, 20 лет назад он умер и похоронен в Брауншвейге. Послужной список этого выдающегося конструктора обширен и пёстр. С 1948 по 1963 г. Васке был одним из ведущих конструкторов на предприятии Wirgin Camera Co, Висбаден, Германия, где достаточно преуспел. Он был участником проектов малоформатных 35 мм. камер Wirgin: Edixa Reflex, Edixa Electronica, Edixa Motoric, Edixa Stereo. Не без его участия появились узкопленочные миниатюрные 16 мм. камеры: Edixa 16, Edixa 16М , Franka 16 и многие другие. Забегая немного вперёд, чтобы сохранить цельность биографии Хайнца Васке, заметим, что после его деятельности в концерне Rollei, с 1964 по 1978 г., Васке руководит в Брауншвейге (1978 - 1990 г.) «отдельным конструкторским бюро», весьма успешно решая самые неожиданные инженерно-конструкторские проблемы. Вот некоторые из них:
- 1978 г. компактная среднеформатная камера (4,5 x 6 см) для Minox;
- 1981 г. малоформатная камера с магазинной кассетой;
- 1981 г. миниатюрные дальномерные видоискатели для малоформатной камеры Minox, со сменной оптикой;
- 1984 г. акустические системы HI-END для фирмы Blaupunkt!!! (совсем неожиданный вираж);
- 1987 г. стереокамера Robot;
- 1990 г. автоматическая стереокамера.
Будучи ещё сотрудником Wirgin, Васке длительное время обдумывает идею миниатюрной камеры, впоследствии ставшей знаменитым Rollei 35. Его проект отличался техническим минимализмом, который позволил гениальной комбинацией немногих деталей, достичь задуманного результата, сохраняя незначительные размеры изделия. Несомненно, стиль работы в Wirgin наложил определённый отпечаток на ход логических построений Васке. Скажем, одна из послевоенных миниатюрных метражек фирмы - Edinex, с центральным затвором и убирающимся объективом, вполне могла стать отдалённым прообразом будущего проекта (рис. 5).
Когда же Васке, наконец, в 1964 г, решился представить свой, как ему не без оснований казалось, очень перспективный проект руководству Wirgin Camera Co., его отвергли. Трудно утверждать, что руководило таким решением. Скорее всего, компания Wirgin, далёкая в те годы от процветания, не была готова к кардинальным перестройкам проектных работ и производства, да и перспектив идеи не разглядели. Заслуженный конструктор был кровно обижен неожиданным для него поворотом событий. Ведь он был убеждён в успехе, да и макет камеры был практически готов. Хайнц Васке покидает Wirgin Camera Co.
Он обращается поочерёдно со своим проектом в Leitz, Ветцлар, затем в представительства Kodak и Minolta в Берлине. Солидные производители ему также вежливо отказывают. Не теряя присутствия духа, Хайнц Васке обращается в Брауншвейге к Rollei Werke Franke & Heidecke. Здесь, впервые, в замысле Васке сумели разглядеть яркую коммерческую перспективу. Его активно поддержал исполнительный директор Rollei Генрих Пезель и глава конструкторского бюро фирмы Ричард Вейс. Работы по созданию прототипа «Rollei Privat», как первоначально окрестили проект, начались незамедлительно (рис. 6, 7). Параллельно стали готовить производство к большой серии. Спешно решали вопросы, касающиеся конструкторской и технологической документации и оснастки.
В предчувствии грядущего успеха, всё делалось незамедлительно (рис. 8). Кроме варианта, изображённого на рис. 8, имелось ещё две версии прототипа (рис. 9). Если в первом варианте (рис. 8) в качестве светоприёмника экспонометра предлагался селеновый элемент (закрытый ячеистым пластиком), то в варианте 2 (рис. 9) используется наиболее передовой и выглядящий, на взгляд конструктора, более эстетично круглый глазок сернистокадмиевого фоторезистора CdS. Третья версия (рис. 9) изображена с кнопкой спуска затвора, перенесённой на верхнюю панель камеры. Ещё до того, как аппарат попал на конвейер, Генрих Пезель принимает воистину историческое решение - именовать его впредь Rollei 35.
Наиболее важным моментом успеха камеры был правильный выбор объектива. Васке нашёл, что общепринятый стандарт, с F = 50 мм. для 35 мм. формата, его не вполне удовлетворяет своими габаритами. Действительно вписать такую оптику, сохраняя достойным её относительное отверстие, в объёмы малютки не представлялось возможным. На первом этапе было решено остановиться на объективе Zeiss Tessar 40mm f/3.5. В нерабочем состоянии он с успехом размещался в чреве камеры. Впредь, все объективы, используемые на Rollei 35, выбирались и рассчитывались из условия фокусного расстояния F = 40 мм. Помимо этого, объектив малого фокусного расстояния обеспечивает большую глубину резкости, что особенно важно для шкальной системы фокусировки.
В 1966 г. на ярмарке Фотокина старая и уважаемая Rollei Werke Franke & Heidecke неожиданно для всех представила фотообщественности полноформатную 24х36 мм. шкальную камеру Rollei 35, размером с сигаретную пачку, положив этим начало эры массового производства компактных камер. И малютка стала мгновенной сенсацией (рис. 10).
Первая версия Rollei 35 имела некоторые, свойственные только ей конструктивные особенности, смысл которых станет понятным из рис. 11.
Кроме этого, камеры первой версии (таких было изготовлено около 8000 шт.), отличались своеобразными гравировками с тыловой стороны (рис. 12). На задней части нижнего моста первой версии надпись: «Made in Germany by Rollei - Compur - Gossen – Zeiss», а под рычагом взвода затвора – семизначный серийный номер. Поздний вариант имеет гравировку: «Made in Germany by Rollei». Встречаются экземпляры у которых серийный номер отсутствует (рис. 12). Не совсем понятно чем это вызвано, ведь всегда немецкие производители славились своей пунктуальностью ?
Rollei 35 существовал и в черной версии. Традиционно в те годы камеры выпущенные с отделкой черным лаком считались как бы выпущенными для профи и столи существенно дороже своих хромовых братьев. Черная разновидность Rollei 35 появилась позже, в ноябре 1968 г (рис. 13) и, разумеется стоила она существенно дороже.
Rollei 35 практически мгновенно завоевал сердца « фотографинь » Германии. Требовали его поставок и из США. Чтобы исключить реэкспорт камер в Европу, что при тогдашник заниженных ценах для США было бы естественно экземпляры предназначенные для экспорта за океан имели на задней крышке специальную надпись (рис. 14). На рис. 15 можно увидеть обложку первого руководства по эксплуатации Rollei 35.
В целом малютки Rollei разных версий,( к вариантам которых мы ещё вернёмся), фирма делала в Германии с 1966 до конца 1971 г., на своем брауншвегском заводе. В дальнейшем эта модель послужила основой для многих модификаций, поэтому остановимся на ее описании по подробнее.
Технические характеристики Rollei 35- компактной шкальной камеры 24x36 мм. со встроенным стрелочным экспонометром.
Выпускался в 1966 -1971 г. (в Германии). Имеет Серийные номера: 3000201 - 3311000
На камере установлен объектив: тубусный Zeiss Tessar 40mm f/3.5, с ручной фокусировка по дистанционной шкале. На камере установлен оптический видоискатель с увеличением 0.6 и центральный затвор Rollei Compur, 1/2-1/500 сек., B
Экспозиционный замер осуществляется встроенным стрелочным экспонометром, со светоприёмником на базе сернистокадмиевого фоторезистора CdS. Питание экспонометра – таблетка PX 625, 1.35В. Установка чувствительности пленки в ручную в диапазоне 25÷1600 ISO (15÷33 DIN).
Горячий башмак: для электронных вспышек, синхронизация на любой скорости затвора.
Размеры: 60x97x32 мм. Вес: 370 г.
Конструктивная компоновка моделей линейки Rollei 35 различна. Однако, чтобы иметь общее представление о расположении органов управления камерой и облегчить дальнейшее повествование, обратимся к наиболее распространённой схеме Rollei 35 /35 S /35 T (рис. 16).
Пояснения к рис. 16:
1. Диск установки выдержек . 2. Индикатор – памятка установленной плёнки. 3. Шкала глубины резкости на объективе. 4. Объектив. 5. Диск установки апертуры. 6. Рычаг разблокирования диска установки апертуры. 7. Круговая шкала установки увствительности плёнки. 8. Окуляр видоискателя. 9. Рычаг разрешения обратной перемотки пленки. 10. Счетчик кадров 11. Задняя крышка. 12. Окно видоискателя. 13. Рычаг взвода затвора и транспортирования плёнки. 14. Окошко экспонометра.15. Устройство установки экспозиции. 16. Кнопка замка объектива. 17. Кнопка спуска затвора. 18. Окно сенсора CdS. 19. «Горячий башмак».20. Замок задней крышки.21. Штативное гнездо. 22. Рулетка обратной перемотки.23. Ось подающей катушки.
Сегодня Rollei 35 известен в мире во множестве версий и модификаций, которых насчитывается не менее двух десятков. Мы постараемся систематизировать это разнообразие и его оптическое вооружение
В период 1966 -1971 г. на заводе Брауншвейга выпускалось несколько модификаций Rollei 35. Затем руководство Rollei Werke Franke & Heidecke, которого тоже коснулся финансовый кризис немецкой промышлености принимает решение о переводе части своих производственных мощностей в Сингапур. Это решение коснулось и малогабаритной модели. После демонтажа заводского оборудования и отправки его на новое место, всё производство и сборка Rollei 35 сосредотачивается в Сингапуре.
Вновь налаженное сингапурское производство, с переменным успехом продолжалось около десятилетия. Но в 1982 г. его так же пришлось свернуть. И это никак не было связано с не востребованостью Rollei 35. Просто фирма умерла. Не будем подробно останавливаться на истории взлётов и падений фирмы Роллей. Напомним лишь вкратце, что начало 80-х прошлого столетия стало началом краха объединения Rollei, Franke & Heidecke GmbH. Не устояв в неистовой конкуренции на фоторынке, компания обанкротилась, свернула все свои производственные мощности и превратилась в скромную маркетинговую группу Ringfoto. Бренд «Rollei» был приобретён новыми хозяевами.
А серию уникальных по популярности дамских Роллеев завершили двумя специальными памятными моделями: Rollei 35 Metric и Rollei 35 Platin.
Казалось, что и малютка Rollei 35 также тихо почил вместе со своими родителями. Но, вдруг, после восьмилетнего перерыва, на Фотокине 1990, обновлённая компания «Rollei Fototechnic GmbH» неожиданно показала несколько римейков прежних моделей Rollei 35 в интерпретации «Classic», придав им эффектный блеск, который не замедлил вызвать очередной всплеск популярности. Серийное изготовление возобновили в Германии с 1990 -1992 г.
Пестрота списка производимых камер объясняется разнообразием специальных, подарочных и юбилейных экземпляров. Большинство моделей имеют два варианта отделки – хромирование и чёрнение. Некоторые, в дополнение к основным видам отделки, имеют серебрённую, или золоченую поверхность. Основных же модификаций ( типов ) Rollei 35 существует около десятка. Мы попытаемся понемногу рассказать обо всех.
Камеры, изготовленные в Германии, как правило, комплектуются оптикой C. Zeiss. На сингапурских же камерах, установлены объективы Rollei, сделанные по лицензии от Carl Zeiss. Но нет правил без исключений, редко встречаются «метисы». Давайте сначала разберёмся в оптике для Rollei 35.
Объективы Rollei 35.
На различных модификациях камеры использовались только четыре объектива с фокусным расстоянием 40mm: Это- f/3.5 Triotar, - f/3.5 Tessar - f/3.5 S-Xenar - f/2.8 Sonnar
f/3.5 Triotar (рис. 17)
Triotar - давнишний проект Carl Zeiss, использующий три оптических элемента в трех группах. Для Rollei 35 он имеет однослойное просветление. Происхождение концепции этой схемы датируется концом IXX века. Проект объектива широко использовался Carl Zeiss, для производства недорогой альтернативы сложным объективам подобного фокусного расстояния. Его схема склонна к заметному астигматизму. Поэтому Триотаром как правило комплектовались недорогие модели Rollei 35. Но несмотря на некоторые аберрации, этот объектив обладает хорошим контрастом и отличным разрешением. А уж по сравнению с полупластковыми суррогатами сегодняшних дорогих мыльниц, в том числе и цифровых, это просто оптический «бриллиант». Правда, коллекционеры, не очень ценят модели с Triotar, поэтому стоимость Rollei 35 с таким вооружением, достаточно демократична по сравнению с Tessar, Sonnar, или с S-Xenar.
f/3.5 Tessar (рис. 18)
Tessar – старинный проект Carl Zeiss, использующий четыре элемента в трех группах. Для Rollei 35 он также имеет однослойное просветление. Схема Tessar предложена доктором П. Рудольфом в самом начале XX века. Объектив настолько успешен и известен, что подробный рассказ о его прелестях будет не уместным. При исключительном разрешении и чрезвычайно высокой контрастности и, практически незаметной дисторсии, Tessar имеет, пожалуй, единственный недостаток - ограниченная светосила. Carl Zeiss никогда не делал этого объектива с отверстием более f/2.8. Tessar интенсивно использовался на множестве моделей Zeiss Ikon. Поскольку срок патента на оптическую схему Tessar закончился в 1920 г, объектив стал одним из наиболее копируемых и тиражируемых проектов объектива 20-го столетия. На ранних моделях Rollei 35, производимых в Германии, использовался Tessar, изготовленный Carl Zeiss. На сингапурских камерах ставили Tessar, сделанный Rollei, по лицензии Carl Zeiss. И, хотя коллекционеры отдают предпочтение «родному» Тессару, с эксплуатационной точки зрения, братья практически не различимы. Контроль качества оптики на всех этапах изготовления объектива у Rollei, был очень жёстким.
f/3.5 S-Xenar (рис. 19)
S-Xenar - самый редкий объектив на Rollei 35. Камера комплектовалась этим объективом только два года 1972-1973. Проект объектива (5 элементов в 4-х группах) принадлежал Schneider-Kreuznach. Объектив обходился производству дешевле Tessar, и Rollei, стремясь к снижению себестоимости камеры, стал увеличивать объёмы заказов на него. Поставщик, Schneider-Kreuznach, не справлялся с интенсивным потоком заказов, и Rollei вернулся к комплектации аппаратов Тессарами собственного производства.
f/2.8 Sonnar HFT (рис. 20)
Sonnar - лучший и самый светосильный объектив, использованный на Rollei. 35. Это так же проект Carl Zeiss. Sonnar - одни из самых выдающихся объективов 20-го столетия. Разработанный в 1930 г. Людвигом Бертеле, Sonnar имеет целую вариацию оптических решений. В данном случае предпочтение отдали пяти элементам в четырех группах. Объектив имеет мультипросветление HFT Rollei. Sonnar, как и Tessar изготовлялся Rollei согласно лицензии от Carl Zeiss. Обходился производству он достаточно дорого. Этим объективом оборудовались только избранные модели Rollei 35.
Прежде, чем перейти к рассказу о конкретных моделях, остановимся на одном общем замечании. Ртутные батареи, подобные PX-625, напряжением 1,35 В, нигде в Мире, кроме России уже давно не производятся. Электроника экспонометров Rollei 35 достаточно привередлива к напряжению питания. Для того чтобы использовать в нём современные «серебряные» или «щелочные» таблетки, напряжением 1,5 В, нужны специальные адаптеры. Эти устройства располагаются в батарейной нише камеры и гасят напряжение до 1,35 В. Адаптеров этих существует великое множество, поскольку нужны они не только для Rollei (например, адаптеры фирмы Camtech). Владельцам Olympus OM-1/1N эта проблема также хорошо знакома. Правда адаптер приблуда дорогая, да и достать его ещё надо.
Отечественный ртутный анахронизм РЦ-53, штука страшная, никто не гарантирует, что она не потечёт на следующий день после установки в камеру. Поэтому, единственное разумное решение – использовать современные, подходящие по размеру батарейки, а замер делать с учётом экспокоррекции. Нужно замерить экспозицию хорошим экспонометром (при этом лучше мерить освещённость) и выставить на Роллее соответствующий результат, меняя положение указателя чувствительности установленной плёнки. Возможны другие варианты (апертура, выдержка), на Ваш вкус.
Продолжение следует.
Б.Бакст
www.bessa.ru