Успешные компании часто используют те или иные психологические уловки для увеличения прибыли. Самый очевидный пример — метод определения цен, который так и называется «психологическое ценообразование». Простое написание $9.99 вместо $10 позволяет бизнесу заработать больше.
Знания о том, какие психологические приемы могут сработать также успешно, можно почерпнуть из тематических исследований. И вот некоторые из них.
Эффект наблюдателя
Многие уверены, что если с ними что-то случится там, где много народу, то им обязательно помогут. На самом же деле все не совсем так: сразу несколько исследований подтвердили тот факт, что люди не склонны отвлекаться на помощь другим, если вокруг и так есть кто-то, кто мог бы решить проблему. В то же время, увидев человека, попавшего в беду в одиночестве, многие без сомнений ему помогут.
Вывод: Как и в обычной жизни, в бизнесе не стоит надеяться на то, что кто-то из сотен окружающих придет на помощь. В то же время, в маленкой компании «чувство локтя» и ответственность каждого сотрудника по-умолчанию будут выше.
Ключ к счастью
В ходе исследования Harvard Grant Study ученые вели наблюдения за 268 мужчинами на протяжении 75 лет, все это время собирая данные об уровне их счастья. Результаты показали, что двумя главными составляющими счастья оказались любовь и «возможность жить так, чтобы это не мешало любви».
Вывод: В жизни есть вещи и поважнее работы, поэтому все же не стоит вычеркивать из своей жизнь семью и друзей, только для того, чтобы заработать больше денег. В конце концов, они нужны лишь для того, чтобы их тратить.
Зефирный тест
В конце 60-х годов прошлого века Уолтер Мишел тестировал способность детей к «отложенному удовлетворению». Эксперимент проходил так: четырехлетнего ребенка сажали за стол и предлагали выбор между тем, чтобы съесть одну зефирку сейчас, или две 15 минут спустя. Большинство детей соглашались подождать, но «ломались» и съедали только одну. Выдержать 15 минут удавалось очень немногим. В дальнейшем выяснилось, что те дети, кто смог заставить себя подождать в надежде на более хороший результат в будущем, стали по жизни более успешными людьми, у них были выше оценки в университете и они не были склонны к проблемам с наркотиками и депрессиям.
Вывод: В бизнесе важно уметь ждать. Пример — характерная историяоснователя бренда Victoria's Secret Роя Рэймонда, который продал свой бизнес за $1 млн, а когда его цена поднялась до $1 млрд не смог с этим жить и покончил с собой. Дети в эксперименте Мишела использовали разные методики отвлечения внимания для достижения результата — например, некоторые закрывали глаза руками, чтобы не видеть вкусный зефир. Один-в-один их методику во взрослой жизни повторить не удастся, но определенные выводы сделать можно.