Найти тему

Пшеничное сердце

– Опять всё загадили! Проходу от вас нет! – проворчала старуха и замахала бадиком: ей порядком надоели «безмозглый старик», сосед, что жил над нею, и голуби, что «вечно мешались под ногами».

Ноги, надо сказать, у бабы Нюры болели сильно – она долго проработала оператором на кондитерской фабрике, где стоять ей приходилось почти всю смену, – теперь даже передвигалась с трудом, а как выйдет из подъезда, так вот они: дед на лавке с буханкой хлеба и голуби, которых он кормит каждый день да еще улыбается и разговаривает с ними!

Сосед приветливо кивнул; баба Нюра фыркнула и отвернулась, размышляя в себе: «Ишь, будто забыл, как я ему вчера про птичий грипп рассказывала...». На самом деле старушка не рассказывала, а кричала с балкона, что «полоумный» старик «разводит во дворе заразу», но баба Нюра считала себя правой, и гнев к безобидному деду с голубями ей казался тоже оправданным.

Несмотря на боль в ногах, баба Нюра на этот раз мимо не прошла, вернулась «посмотреть в бесстыжие глаза» соседа.

– Вот тебе не стыдно? Ты хлеб на что переводишь? Я в войну голодала, о хлебе во сне мечтала, лепешки из крахмала ела да лебеду...

– Да что ж мне его выбрасывать что ли? – прошамкал беззубый старик. – Я всю буханку не съем, половинки у нас в магазине не режут, а они – голодные: вот и помогаем друг другу.

– Люди голодают, а он тут птиц кормит! – возмутилась баба Нюра.

– Вы голодаете?! – встревоженно спросил старик.

– Пенсия у меня, знаешь, какая?.. – уклончиво ответила смущенная баба Нюра, она как раз шла в магазин за творогом.

– А давайте я вам помогу? – всерьез начал старик. – Мне одному много ли надо?..

– Себе помоги! Вон пальто на одной пуговице держится, а ты тут курятник перед домом развел!

– Ну зачем же вы обманываете, Анна Сергеевна? – облегченно вздохнул старик и засмеялся – до него наконец дошло, что соседка просто ищет причину для затеи очередного скандала.

Он не особенно обижался: «Что с нее взять? Одинокая пожилая женщина. Не все же, в конце концов, любят птиц!». А еще старик до сих пор чувствовал вину за то, что однажды залил ей в кухне потолок: забыл закрыть кран в умывальнике.

– Это кого ж я тут обманываю?! – рассердилась баба Нюра.

Старик закрыл глаза и напряг свою память, она теперь его часто подводила.

– Послушайте вот:

Кто-то любит попугаев,

Кто-то любит снегирей,

Я ж люблю простых и добрых

Сизокрылых голубей.

Примелькались их красоты

Средь помоек гущей серой...

Да вижу в душах их невзрачных –

Голубь Мира, Голубь Белый!

Нечего было на это сказать бабе Нюре, и она повернулась, чтобы уйти.

– Анна Сергеевна! – окликнул ее старик. – Вы, случаем, не в магазин?! Может, купили бы мне заодно маленький пакетик семечек или булочку, а то я чтой-то сегодня недомогаю?!

Баба Нюра в ответ «на такую дерзость» сказала только «тьфу», гордо отвернулась и медленно заковыляла восвояси. Она подобное «святотатство» не одобряла. Между прочим, каждую субботу свежую буханку на канон жертвовала за упокой близких и свято верила словам своей покойной бабушки: «Кто хлеб в храм несет, того Хлеб всегда спасет». И, действительно, даже в самое трудное время у бабы Нюры в доме этот продукт не переводился...

На обратной дороге старуха подготовила длинную речь, в которой собиралась пристыдить «старика-бездельника», и была рада увидеть соседа, который все так же сидел на лавочке в окружении своих голубей. Старик не двигался...

Когда дедушку хоронили, Баба Нюра хлопотала больше всех, ведь она часто ходила в церковь, а потому среди соседей считалась знающей, что в «таких» случаях нужно делать. В суете и заботах позабыла старушка о больных ногах и даже не ворчала на голубей, которые по привычке топтались у подъезда, ворковали и дожидались старика.

А как гроб вынесли, так птицы долго над ним кружили, не решаясь приблизиться к толпе: узнали своего кормильца...

Сорок дней спустя баба Нюра решила посетить «могилку» соседа: «почитать литию да затеплить свечу». Пришлось переходить заснеженную проезжую часть, чего уж больно не хотелось, и делала она это крайне медленно. Старушке нетерпеливо сигналили автомобилисты, на что она только ворчала... Вдруг на своем пути баба Нюра увидела помятую буханку хлеба. Птицы, гонимые голодом, то слетались к ней, то вновь улетали, когда приближалась очередная машина. Им кто-то предоставил страшный выбор: смерть на дороге под колесами или смерть от голода.

– Вот негодяи, это ж надо, хлеб на землю бросить?! – посетовала баба Нюра, она-то своих внуков приучила бережно относиться к этому продукту: «Кто хлебом разбрасывается, от того хлеб уходит!».

Подтолкнула старушка бадиком буханку к обочине. Подошла. Отдышалась. Еле-еле нагнулась. Подняла. Хлеб замерз от мороза и был твердый как кирпич. Сунула она его в сумку и заковыляла к кладбищу. Знала старушка, что к ее бывшему соседу на сорок дней никто на могилу не придет и не помянет: его немногочисленные родственники жили далеко.

Недолго баба Нюра искала холмик со скромным крестиком, подошла и вздрогнула от неожиданности: с земли вспорхнула стая голубей, устремилась ввысь и разлетелась в разные стороны.

– Опять вы?! – удивилась старушка, провожая птиц задумчивым взглядом. – Ну, вечер добрый, сосед, – обратилась она к молчаливому холмику. – Я вот тут пшенца тебе принесла и конфет, а то, думаю, заскучал без меня...

Баба Нюра полезла в сумку и наткнулась на буханку замороженного хлеба. Подумала-подумала, положила возле могилы дедушки, взялась за бадик обеими руками и, чтобы птицам клевать было удобнее, с большим трудом начала раскалывать на части, тихонько приговаривая:

– Ну вот, дед, и тут ты о своих голубях позаботился...

Автор: Дубровина Елена Васильевна, Воронеж

Участник Международного творческого конкурса «Реальная помощь»

-2

Об авторе от первого лица:

Дубровина Елена Васильевна, 38 лет, родилась в городе Воронеже. Окончила Воронежский государственный университет, Институт менеджмента, маркетинга и финансов. Работала педагогом, в Сбербанке РФ, в учреждениях статистики. Член Правления Воронежской городской общественной организации «Союз писателей «Воинское содружество». Организатор благотворительного проекта для детей-инвалидов «Лука и лучики». Автор молодежного романа-трилогии «Туда, где рождается Солнце», сборников прозы «Пшеничное сердце», «Бабушка-Вуду», сказок для детей, режиссер-сценарист детского аудиоспектакля «Бука Бякина и удел слабаков». Публиковалась в журналах «Подъём», «Литературное созвездие», «Полдень ХХI ввек».