Найти тему

Туристическая святая троица — храмы Петербурга

Есть кто, готовый поспорить, что в нашем городе прекрасная архитектура? Не в отдельности каждый из памятников русского или заграничного тем не менее зодчества, а в совокупности то, как организовано пространство в историческом центре. Взгляните на удивительное сочетание плотной застройки Невского и вырастающие среди них «оазисы» из парков и площадей. Взгляните, как гармонично уживаются сооружения разных веков и предназначений. А знаете, что удивительнее всего?

А наиболее удивительным в этом буйстве камня остаются храмы. Давайте с высоты птичьего полета посмотрим на те, что составляют самую «массивную» и наиболее привлекающую туристов в историческом центре часть – три храма, три жирные точки на карте от Грибонала до Невы.

Казанский собор – это не точка, а улыбка Моны Лизы на схеме города, скелет древнего животного, прилегшего вдоль Невского в начале XIX века и так тут и оставшегося. Построенный архитектором Воронихиным для хранения иконы Божьей Матери Казанской и ставший памятником русской воинской славы после Отечественной войны 1812 года, хранящий в себе останки великого полководца Кутузова, трофеи и ключи от взятых городов, переживший в советское время статус Музея истории религии и атеизма (!) и тем не менее ДЕЙСТВУЮЩИЙ храм, в настоящее время это величественное сооружение стало… проходным двором. Давайте честно.

Друзья, это кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Это сооружение дало название улицам и островам города. Это здание ассоциировалось с победами русской армии, площадь перед ним была излюбленным местом революционеров и демонстрантов. Здесь отпевали Петра Чайковского, а Осип Мандельштам написал о нем:

«На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг,—
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук»

Это так замечательно, что даже обидно от того, как много людей так много прекрасного в этом месте не замечают. Оно сделано прекрасным не для того, чтобы люди стояли к нему спиной во время селфи. Не для того, чтобы вы заходили в храм с мороженым просто «поглазеть» и уж тем более не для того, чтобы толпы внутри и снаружи здания отпугивали тех, кому действительно хочется посетить храм.

Туристы, что у вас дальше по плану? Поставим галочку рядом с графой «Спас на Крови» или -
«Собор Воскресения Христова на Крови». Памятник царю-мученику, уверены, вы знаете, какому – Александру II, который в 1881 году был смертельно ранен на этом месте. Новый император пожелал, чтобы церковь была построена в «русском стиле», оттого москвичи принимают храм за «своего» и зовут петербургским Собором Василия Блаженного. Проект сооружения был выбран со второй попытки и лишь спустя год. Спустя два – был торжественно заложен первый камень кладки. Отделанное мозаикой и уже в свое время полностью электрифицированное, это здание скрывает много тайн.

Удивительная красота способна открыться лишь тому, кто здание захочет увидеть, а не просто рассмотреть. Сколько материалов собрано в «теле» этого гиганта: кирпич, гранит, мрамор, эмали, металл и мозаика для внутреннего убранства. Сколько в нем деталей, которые призваны прославлять честь погибшего императора – и это не только придел церкви, в котором краска кровавого цвета обозначает координаты ранения царя. О чем гласят надписи на стенах храма? Вы замечали их?

Во времена блокады здесь был морг, а после – склад театра. Однажды в куполе был обнаружен пролежавший в стропилах 18 лет со времен Великой Отечественной войны фугасный снаряд. Может, этого вы не знаете, да и не нужно. А знаете ли вы сколько глав венчают Храм Спаса на Крови?

То-то. Возьмите любую фотографию, которая у вас наверняка есть, и посчитайте. А мы двигаемся на север.

Исаакиевский собор. Собор преподобного Исаакия Далматского. Какой по счету это храм и сколько правителей «приложили к нему руку»?

30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Долматкского, родился Петр I. И в 1707 он же построил здесь первый храм, вернее, переделал находившийся рядом с Адмиралтейством амбар и венчался здесь с Екатериной. В 1717 году – вторая каменная церковь в стиле «петровского барокко». Третья – начатая при Екатерине II по проекту архитектора Ринальди и достроенная при Павле I архитектором Бренна. Александр I счел, что вид храма не соответствует облику столицы, и объявил новый конкурс, предъявив жесткое и строгое требование: в новом сооружении в память о великих предках должна была сохраниться часть старого. Выиграл, как мы знаем, молодой и амбициозный Монферран, выстроив массив из гранита, покоящегося на легких сосновых сваях.

Много всего произошло за время его возведения. За 40 лет в стране сменился император, в отечественном строительстве появились новые технологии. Образец позднего классицизма, доминанта центральной части города. 112 монолитных высекаемых и поднимаемых вручную колонн, изображение архитектора Монферрана на одном из портиков, фронтон «Воскресение Христа», 12 статуй святых апостолов.

Не уйти в историю и перечисление деталей очень сложно, кажется, это не удалось и сейчас. А что удается заметить большинству?

1. Колоннаду.
2. Лестницу на колоннаду.
3. Голубя под куполом.
И хорошо, если:
4. Следы от снарядов на колоннах.

Отлично, если не спутают с Казанским. Отлично, если не поведутся на рекламу водных экскурсий и все-таки зайдут внутрь.

Мало кто напивается до смерти и, случайно выйдя к храму, замирает от волнения. Мало кто вообще замирает. Возможно, это не ты.

Обидно, что это не каждый.

Поддержите наш проект!

Больше историй о Санкт-Петербурге

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц