Чехов — один из наиболее известных и любимых русских классиков за рубежом, чьи произведения неоднократно переносились на большой экран. Вспоминаем самые интересные иностранные ленты, поставленные по пьесам, рассказам и повестям писателя.
«Чайка»
Голливудский мэтр Сидни Люмет был первым, кто рискнул перенести эту пьесу на большой экран. Впрочем, попытка была довольно робкой. «Чайка» в трактовке Люмета — это скорее фильм-спектакль, максимально близкий к литературному первоисточнику. Но даже в таких строгих рамках режиссеру удалось проявить свой авторский стиль. Чего стоит одна финальная сцена, когда перед зрителем проходит вереница лиц героев, каждое из которых выражает большую личную драму. Еще один повод посмотреть «Чайку» Люмета — громкие имена, значащиеся в титрах: Ванесса Редгрейв, Симона Синьоре, Джеймс Мейсон, Дэвид Уорнер и другие.
Фильм 1970 года, поставленный Лоуренсом Оливье, также аккуратно следует тексту Чехова. Хорошо знакомый с русской классикой, сэр Лоуренс создал очень русское кино с понятными нам и вполне родными персонажами. Героям, чьи идеалы и мечты не выдерживают столкновения с реальностью, веришь безоговорочно. Режиссерские находки вроде сна Ирины о Москве, представляющего собой нарезку из кинохроники, фотографий и лиц, еще глубже погружают зрителя в грустный мир пустых надежд.
Фильм Ингмара Бергмана, получивший множество наград, в том числе премию «Оскар» за лучшую операторскую работу, вдохновлен пьесой «Три сестры». Эту картину можно лишь условно назвать экранизацией произведения Чехова, но дух классика в ней, безусловно, присутствует. Сюжет прост: есть три сестры, одна из них умирает, и ее неизбежный уход, в ожидании которого в одной комнате собрались формально близкие, а на практике такие далекие друг другу люди, вскрывает самые тяжелые раны. Это фильм о женщинах, о женском начале и конце, где в главной роли предстает сама смерть.
Обладатель приза жюри Каннского фестиваля и других престижных премий, польский режиссер Войцех Хас экранизировал одну из самых непростых повестей Чехова. Тема смерти — ключевая в творчестве Хаса, и в этом фильме, опираясь на материал русского классика, он раскрывает ее легко и беспощадно. Главный герой — знаменитый ученый, для которого в жизни имеет значение лишь наука. Изменится ли что-то, если эта самая жизнь окажется под угрозой? Ведь когда простые радости, к которым стремится большинство людей, для тебя являются смертной скукой, но от них теперь никуда не деться, слово «счастье» может приобрести иной смысл. Или просто исчезнуть навсегда.
Фильм, снятый по мотивам пьесы «Платонов». Действие перенесено в современную Францию. Автор «Королевы Марго», режиссер Патрис Шеро берет за основу своей ленты сценарий российской картины «Неоконченная пьеса для механического пианино» и ведет с ней диалог. В главных ролях заняты Лоран Гревиль, Валерия Бруни-Тедески, Венсан Перес.
Фильм-номинант Каннского фестиваля 1988 года, снятый немецким режиссером Маргарете фон Тротта по пьесе «Три сестры». Действие перенесено в современность в провинциальный итальянский город. Маргарете фон Тротта, известная феминистка, бережно относится к своим героиням, оправдывая и терпеливо объясняя их мотивы и поступки. Тоска по любви и счастью — ключевая тема этой картины, получившейся по-женски нежной и чувственной. В роли сестер — Фанни Ардан, Грета Скакки и Валерия Голино.
В 1994 году на экраны выходит «Провинциальный роман» — адаптация пьесы «Дядя Ваня» на новый манер. Из России XIX века действие перенесено в Австралию 1920-х. Главное действующее лицо в этом фильме — женщина по имени Дебора (ее прототип — чеховская Елена Андреевна). Она приехала из Лондона в Австралию вместе с мужем Александром, известным театральным критиком. Действительно ли он так известен, как утверждает? Это так и остается загадкой. Но, поселившись у родственников, он ведет себя откровенно по-хамски. Его мотивация ясна: хочется похвастаться молодой и красивой женой, утереть нос провинциальной родне. Семья, конечно, стерпит все, но как насчет жены? Не перерастет ли ее тесное общение с другом семьи, умным и обаятельным доктором, в нечто большее?
Яркие австралийские пейзажи, неторопливо развивающийся сюжет, Сэм Нил и Грета Скакки в главных ролях — этот фильм, конечно, сложно назвать классической экранизацией пьесы Чехова, но свой шарм и достоинства и в нем точно есть.
Почти одновременно с «Провинциальным романом», в том же 1994 году, вышел еще один фильм, тесно связанный с «Дядей Ваней». «Ваня с 42-й улицы» — это картина классика французской «новой волны» Луи Маля, где заняты Джордж Гейнс, Джулианна Мур, Ларри Пайн и другие. Обращение с первоисточником здесь совсем вольное. По сюжету актеры маленького нью-йоркского театра репетируют пьесу Чехова. С одной стороны, это фильм о театре, с другой — фильм-спектакль, где зритель, сам того не подозревая, оказывается внутри пьесы. «Ваня с 42-й улицы» стал последней картиной Луи Маля, умершего год спустя после премьеры.
«Август»
И вновь «Дядя Ваня». 1996 год. В режиссерском кресле находится сэр Энтони Хопкинс, он же композитор и исполнитель главной роли. Многие сравнивают эту картину с экранизацией «Дяди Вани» Андрея Кончаловского. Главное сходство в том, что американский фильм, как и отечественный, почти дословно следует за текстом Чехова, правда, с одной важной оговоркой: в «Августе» действие происходит в Англии. Благодаря этому можно посмотреть на сюжет и персонажей как бы со стороны, увидеть, как узнаваемые характеры проявляют себя в другом социокультурном пласте, и, возможно, узнать в ком-то из героев себя.
Выдающийся французский режиссер Клод Миллер создал фильм в фильме, навеянный чеховской «Чайкой». Николь Гарсия, Людивин Санье, Жюли Депардье, Мишель Пикколи, Бернар Жиродо и другие звезды самоотверженно разыгрывают любовную драму, в которой легко узнать знакомых персонажей — и Заречную, и Треплева, и Аркадину. Но вместо пьесы, которую Треплев ставит в чеховской «Чайке», мы увидим фильм. Он-то и расставит все точки над «и».
«Дуэль»
Невероятно красивая костюмированная экранизация повести «Дуэль», выполненная грузинским режиссером Довером Кошашвили. В главных ролях заняты британские актеры Эндрю Скотт, Фиона Глэскотт, Тобайас Мензис. Полное уважение к классику: действие происходит на берегу Черного моря (съемки проходили в Хорватии), имена и фамилии да и все остальное в точности, как у Чехова. Сложные семейные отношения, сплетни, интриги, презрение к сложившимся моральным устоям — каноны жанра соблюдены почти безукоризненно.
Обладатель «Золотой пальмовой ветви» 67-го Каннского кинофестиваля, фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, создан по мотивам рассказа Чехова «Жена». Главный герой — бывший актер, решивший открыть небольшую гостиницу в Анатолии. Наступает зима, выпадает снег. Изолированный от окружающего мира герой остается наедине с двумя женщинами — сестрой и женой, которая его уже давно не любит. В фильме можно проследить не только чеховские мотивы, но и отсылки к другим русским классикам, в частности к Достоевскому и Толстому.
Режиссер картины — классик французского кино, любимец Каннского кинофестиваля Рене Фере. Скончавшийся в прошлом году Рене специализировался на социальном кино и был сторонником свободного ремесленного кинематографа. Биографическая лента «Антон Чехов» стала последней работой Фере. Речь в ней идет о лучших годах жизни писателя. Именно в этот период, с 1885 по 1890 год, Чехов становится известным в писательской среде, пишет первые пьесы для театра, теряет брата, отправляется на Сахалин, где узнает, что смертельно болен.
В фильме собран эффектный актерский ансамбль. Главную роль исполнил Николас Жиро, известный по таким картинам, как «Необычайные приключения Адель» и «Заложница». Сестру писателя, Марию Чехову, сыграла Лолита Шамма, дочь Изабель Юппер. А Лику Мизинову, близкого друга Чехова, одну из самых ярких женщин своего времени, ставшую прототипом Нины Заречной в пьесе «Чайка», воплотила Дженна Тиам, восходящая звезда французского кино, прославившаяся участием в сериале «На зов скорби» и в фильме «Дикая жизнь».
_____________
Подписывайте на КиноПоиск, чтобы ничего не пропустить:
Telegram — t.me/kinopoisk;
Instagram — instagram.com/kinopoisk;
Группа в «Вконтакте» — vk.com/kinopoisk;
YouTube-канал — youtube.com/kinopoisk;
Наш Facebook — facebook.com/kinopoisk/;
Твиттер — twitter.com/kinopoiskru.