Север в представлении русского человека XI-XII веков был местом, где сосредоточены несметные сокровища. Путешественники, вернувшиеся с Урала, красочно рассказывали о щедрости суровой северной природы – пушнине, самоцветах, непроходимых лесах, где живут загадочные племена. В этих историях также нередко фигурировала таинственная Золотая Баба – идол из золота, которому поклоняются язычники Урала.
Первые официальные упоминания о Золотой Бабе относятся к началу XV века, когда в русских летописях начали попадаться строки, рассказывающие о некоем золотом истукане, олицетворяющем собой богиню диких племен.
Причем писали о ней не только русские, но и, например, поляки. Так, Матвей Меховский, польский географ XV века, оставил сведения о золотой старухе (zlota baba), чтимой жителями уральской тайги. Все, кто держит путь мимо идола, обязательно оставляют ему какое-то ценное подношение. Если же мимо идет человек бедный, у которого ничего ценного нет, он все равно жертвует хоть чем-то – пусть даже нитку из рубахи выдернет, но все равно оставит богине в знак глубочайшего уважения.
Стоит вспомнить и куда более известные мемуары посла Сигизмунда Герберштейна, который называл статую загадочной богини «Золотой Бабой», но надо упомянуть, что иностранец идола не видел – он пересказывал чужую историю. Вместе с тем описание Герберштейна добавляет подробностей к образу Золотой бабы – он рассказывает, что статуя из чистого золота стоит в некоем подобии святилища, где установлены особые инструменты, способные издавать непрерывный трубный гул. Также посол писал, что изваянная из золота женщина изображена беременной.
Герберштейн был не единственным иностранцем, знавшим о Золотой бабе. Англичан Дженкинсон и итальянец Гваньини оставили очень похожие описания идола и святилища. Оба упоминали, что истукану поклоняются народы Югры и соседние с ними племена.
Разумеется, на поиски золотой фигуры ринулись массы авантюристов и искателей легкой наживы. Новгородцы не гнушались разорять и грабить туземные капища, а казаки Ермака прослышали о сокровище уральской тайги от одного беглого чуваша-предателя, сбежавшего из родного города. Ермаку было доложено, что ценный идол прямо сейчас находится в осажденном городке, откуда бежал чуваш. Казаки взяли город, но Золотой бабы в нем не оказалось.
Второй раз пермская богиня поманила казаков уже в пределах Оби, куда они явились на одно из наиболее намоленых святилищ остяков. Да, статуя из золота и правда была здесь, но местным жителям удалось ее спрятать и не допустить осквернения святыни. Кстати, так рьяно домогавшийся внимания Золотой бабы Ермак получил его, но посмертно – якобы, его панцирь, дарованный самим Иваном Грозным (тоже история из разряда легенд), после смерти Ермака принесли к ногам Золотой бабы как подношение.
На протяжении столетий таежный идол оставался будоражащей умы сказкой: Золотую бабу описывали то как маленькую фигурку, то как статую в полный рост человека. То она была беременной, то сидела, держа на руках младенца.
Когда началось освоение Урала русскими, местные племена начали прятать свою богиню, стараясь унести ее как можно дальше от чужаков, поэтому местоположение Золотой бабы всегда было предметом домыслов и слухов. То ее видели в кумирнях на реке Сосьве, то она появлялась близ реки Конды, а то и вовсе была унесена за Уральский хребет. При Ермаке статуя старательно пряталась шаманами в тайниках на Оби, а сейчас находится чуть ли не на Таймыре, в районе плато Путоран.
Русские этнографы и исследователи, пришедшие на Урал уже после воинских частей, тоже слышали о Золотой бабе. В конце XIX века этнографу Носикову повстречался пожилой мансиец, который был очень стар, но смог поведать ученому, что Золотая баба не вымысел, но никто доподлинно не знает, куда она была унесена.
В наши дни местонахождение пермского идола остается неизвестным. Считается, что Золотая баба – это уральская «версия» китайской Гуаньинь, хотя есть и другие предположения. Это может быть идол богини Калтащ, почитаемой хантами и манси. Калтащ считается женской богиней, помогающей легко разрешиться от бремени, найти свой жизненный путь и предназначение. Великая Мать, если другими словами, языческий прообраз Богородицы.
Поговаривают, что где-то в укромных тайниках Севера по-прежнему находится Золотая баба и панцирь Ермака, завоевателя Сибири. Кто их найдет? Что ждет отважного искателя – слава или смерть? Пока это вопросы без ответов.
Понравилась статья? Нажимайте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!