Найти тему

Дебаты вокруг зеницы ока

Издательский дом «ЕвроМедиа» собрал за круглым столом звезд мировой офтальмологии

В мае для участия в VIII Всероссийской специализированной офтальмологической конференции «МАКУЛА-2018», где обсуждаются проблемы лечения поражений сетчатки, в Ростов-на-Дону прибыли ведущие врачи и ученые России, СНГ и Европы. Накануне открытия конференции ИД «ЕвроМедиа» совместно с донским минздравом и при поддержке Торгово-промышленной палаты Ростовской области собрал организаторов и некоторых участников предстоящего форума за круглым столом в областной ТПП, чтобы узнать, почему Ростов-на-Дону считается третьей офтальмологической столицей России.

Третий Рим

Прежде чем получить негласный почетный титул офтальмологической столицы, ростовские медики прошли большой путь. Стартом для формирования донской медицинской школы европейского уровня стал переезд в Ростов-на-Дону в Первую мировую войну Варшавского императорского русского университета. «В 1915 году переехали не здание и название, а профессура и их ученики, — рассказал доктор медицинских наук, шеф-доктор и генеральный директор глазной клиники «ИнтерЮНА» Юрий Иванишко. — Приехала российская и европейская научная элита. Они создали Ростовский университет, медицинский институт. «Варшавяне» заложили основу, фундамент, принесли традиции, создали школы и направления. Этого толчка, энергии той российской школы хватило до 80-х годов. В офтальмологии Россия всегда имела сильные позиции, а ростовский мединститут был одним из лучших в СССР. Вот он-то нас и вырастил, воспитал, научил. У нас были хорошие учителя! Нас научили жить работой и достоинством своего дела».

35 лет назад в отрасли офтальмологии поняли, что только лазерная микрохирургия, которая для многих медиков того времени была «терра инкогнита», способна предотвратить слепоту при диабетической ретинопатии, и в Ростове-на-Дону приложили массу усилий для создания здесь своего лазерного центра. Вначале он действовал в рамках тогдашнего мединститута, а потом оформился в самостоятельное лечебное учреждение. «ИнтерЮНА» стала первой в стране частной глазной клиникой в России. «Мы вооружились лазерами и ворвались на глазное дно», — вспоминает Юрий Иванишко.

Одним из основных направлений ростовской школы лазерной офтальмомикрохирургии стала разработка новых методов и тактики лазерного и микрохирургического лечения при поздних, наиболее тяжелых стадиях болезней сетчатки, то есть в тех случаях, когда по всем известным принципам лазерные или другие операции уже не показаны из-за риска тяжелых осложнений или их полной бесперспективности. За последние 17 лет в «ИнтерЮНЕ» прооперировано более 5 тыс. таких «бесперспективных» больных, что не имеет прецедентов в медицинской практике. Постоянное участие во всех крупных конгрессах и симпозиумах, проводимых в мире по специализации центра (Англия, Голландия, Швейцария, С.-Петербург, Москва, Германия, Швеция и др.), многочисленные доклады и циклы лекций, прочитанные коллегам в разных странах, еще раз доказали, что глазная клиника «ИнтерЮНА» не только надежно обеспечивает своим пациентам мировой уровень качества лечения, но при ряде тяжелых заболеваний глаза способна оказать уникальную медицинскую помощь благодаря разработанным здесь методикам операций и лечения.

Жажда профессионального общения

Аккумулировав серьезный опыт и испытывая постоянную жажду профессионального общения, «ИнтерЮНА» изобрела его новый формат — «МАКУЛУ». «Нужно было сохранять кадры, методики, научные наработки и сам дух классической гуманной медицины, — говорит инициатор и создатель офтальмологического форума Юрий Иванишко. — Начало наших конференций «МАКУЛА» с 2003 года — это попытка удовлетворить голод честного профессионального общения и заполнить некоторый научный вакуум 90-х. Это возможность собрать раз в два года за одним круглым столом лидеров офтальмологии и обсудить самые важные проблемы диагностики, методик лечения. Оценить их эффективность, разумность. И побороться с набегающей волной серости, «швондеризма» и ангажированности в науке. Из небольшого, на 140 человек, круглого стола (правда, половина его — профессора и доктора наук, руководители ведущих клиник России, Украины, Белоруссии, Германии, Италии, Австрии и т.д. — всего 12 стран) выросла конференция, которая собирает более 600 человек».

Сложно представить, что все это сообщество врачей и ученых собирается ради обсуждения проблем крошечной части глаза. «Если и есть зеница ока, то это уж наверняка не хрусталик, а именно макула, которая занимает всего 5,5 мм, но обеспечивает более 90% зрения, — рассказал профессор Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России и руководитель офтальмологической клиники г. Пескара (Италия) Николай Пивоваров. — И именно в этой области глаза сегодня возникает много проблем. Дело в том, что прогресс, с одной стороны, облегчает жизнь человека, но с другой, создает опасность для его здоровья. Электронные носители увеличили нагрузку на зрение. И сейчас мы имеем примерно 68 млн заболеваний, вызванных растущими нагрузками. Внутри глаза в сетчатке припаян гель, который как бы фиксирует глаз, и вот когда мы много двигаем глазами, читаем, возникает трудовая мозоль, которая начинает стирать изображение, и происходит разрыв сетчатки и прочие проблемы. Так что нам есть чем заняться».

Интересно, что в Ростове не просто стали собирать конференцию «МАКУЛА», здесь внедрили еще и необычную для медицинского сообщества форму общения. «Обычные доклады, конечно, возбуждают мысль, но мы решили идти дальше и придумали новый формат, — поясняет Юрий Иванишко. — У нас 10 минут длится доклад и 20 минут идет его обсуждение. Стенограммы наших конференций на две третьих состоят из дискуссий. Собирается такая аудитория, которая может подергать докладчика как следует, и именно в таких спорах появляется ценный результат. Кроме того, мы публикуем все выступления, и на эти публикации можно ссылаться на следующих конференциях, таких, например, как конференция американской академии, которая проходит осенью».

Новый формат сразу оценили участники «МАКУЛЫ». «Необыкновенный сам по себе формат — я такого не встречал больше нигде. Мы дискутируем, мы даже сидим за столом все по кругу, — делится Николай Пивоваров. — Ты сделал доклад, и тебе начинают задавать вопросы, таким образом, твоя тема обкатывается, обсуждается со всех сторон». С коллегой согласился вице-президент Германского научного общества, руководитель кафедры и клиники офтальмологии Кильского университета г. Киль, (Германия) профессор Йоханн Ройдер. «Одна из причин, почему люди приезжают на «МАКУЛУ», — именно из-за обширных дискуссий. И это отличается от всех конференций, которые я видел за последние 20-30 лет. В последние годы я встречаю многих специалистов, с которыми знаком по их работе и которые сейчас приезжают на «МАКУЛУ», с ними мы можем обсуждать новые идеи и то, как дальше двигать науку. Так что теперь это стала встреча с друзьями».

Традиционно тон и дух конференции задает профессор университета Висконсин, г. Мэдисон (США ), Михаил Перуанский, выступая со своеобразным вводным спичем. «Тот факт, что Юрий Александрович дает свободу в выборе темы, очень помогает, но это выбор всегда осложняет, — рассказал он. — В этом году я призываю к скептицизму. Я хочу отметить, что часто СМИ, которые любят сенсации и любят превозносить новое изобретение, вводят аудиторию в заблуждение, преувеличивая роль этого открытия. Я обращаюсь к коллегам, к врачам и прошу их быть скептиками, потому что проблема чересчур некритического восприятия самых последних изобретений, новшеств, сообщений наносит большой ущерб медицине, больным, потому что они несутся за самым новым, что может быть вовсе неоправданным. И, к сожалению, одними из самых главных распространителей ложных новостей в области медицины и здравоохранения являются журналисты».

Еще одной особенностью «МАКУЛЫ» является то, что конференция с каждым годом привлекает все больше молодых специалистов. «Самое ценное, что каждый год к нам приезжают 300 врачей моложе 35 лет, — подчеркивает Юрий Иванишко. — И то, что эта молодежь видит рождение во время мозговой атаки новой мысли, — это как раз и зажигает. Даже если 10% из них зажгутся — в будущем появится два-три десятка настоящих ученых. Мы видим результаты наших конференций. Через два года или шесть лет тот вопрос, который мы поставили на «МАКУЛЕ» ребром, вдруг начинает появляться в исследованиях каких-то клиник».

-2

Как к любимому родственнику

Ценным считает профессор Иванишко и то, что в его клинику с удовольствием идут работать молодые специалисты, у которых здесь есть возможность дорасти до настоящих асов офтальмологии. В равной степени в «ИнтерЮНЕ» заботятся как о пациентах, так и о сотрудниках. «Нас так воспитали, — говорит руководитель клиники. — У нас есть представления о морально-этических требованиях, которые нужно предъявлять к самому себе. А потому стараемся относиться к каждому пациенту как к любимому родственнику и сделать для него все максимально профессионально, оказать помощь, которая только возможна на сегодняшний день. Если патология не нашего профиля, не стесняемся отослать его в другую клинику и сказать не только название учреждения, но и фамилию, имя и отчество доктора, к которому надо обратиться, а часто сами звоним и договариваемся». Медицинская помощь может быть не просто профессиональной, но и комфортной, уверен основатель «ИнтерЮНЫ», а потому атмосфера в клинике спокойная и расслабляющая, попасть на прием можно по записи, в удобное время.

С не меньшим вниманием тут относятся и к сотрудникам. «На работу нужно ходить с удовольствием, — убежден Юрий Иванишко. — И чтобы специалисты хорошо работали, у них должна быть возможность отдыхать, поэтому каждые два-три месяца наши медики имеют возможность отвлечься, съездить куда-то на 4-5 дней. И еще. Они не должны нуждаться. И поэтому мы не скрываем, что все наши сотрудники получают достойную заработную плату: медсестры — от 30 до 60 тыс. рублей, а оперирующие хирурги — до 200 тыс. А потому и работают они с энтузиазмом».

Такой подход к коллективу идет на пользу и пациентам, считает Михаил Перуанский. «Я как-то говорил с одной из сотрудниц клиники, и она сказала, что Юрий Александрович строгий, но справедливый, — рассказал он. — И когда нужно помочь, он помогает. Я думаю, что, когда сотрудники довольны, когда сотрудники знают, что получат по заслугам, это создает хороший коллектив. И это идет на пользу как медикам, так и больным. Но в «ИнтерЮНЕ» меня потрясает еще и другая вещь — частная клиника прерывает свою работу, отказываясь от заработка в эти дни, чтобы организовать конференцию. Считаю, что это совершенно уникальное явление».

Остановить слепоту

И все же основной задачей своей клиники Юрий Иванишко считает работу с пациентами. И для того чтобы сделать помощь для них максимально доступной, в «ИнтерЮНЕ» были введены принципы государственно-частного партнерства еще задолго до того, как о них стали говорить на правительственном уровне. «Трудами нашего министра здравоохранения Татьяны Юрьевны Быковской, заместителя губернатора того времени Александра Ивановича Бедрика и нынешнего Сергея Юрьевича Бондарева мы смогли обеспечить бесплатной медицинской офтальмологической помощью больных диабетом», — пояснил Юрий Иванишко.

Одна из трех основных причин необратимой слепоты — это диабетические поражения глаза, а потому именно эта группа больных требует особого наблюдения и лечения. «За эти годы мы провели 13 тыс. операций, кому-то сделали по три-четыре операции, — делится профессор Иванишко. — Из них шесть тыс. — достаточно тяжелые, а 800 — вообще на уровне высшего пилотажа. И каждая из них стоит сотни тысяч рублей. Для пациентов же они были бесплатными, и это важно, ведь диабетики, мягко говоря, не самые обеспеченные люди. И сейчас мы на последнем месте в России по слепоте от диабета». Все операции для больных диабетом оплачиваются из Фонда ОМС.

Важная задача в этой работе, уверен доктор, вовремя обнаружить опасность. Ведь диабетические поражения не вызывают дискомфорта у пациентов, а когда проблема обнаруживается, часто бывает уже поздно. «Наша задача — вытащить таких пациентов из Кашарского района или из Миллеровского, чтобы мы вовремя обнаружили поражение, — говорит Юрий Иванишко. — А для этого нужно информировать как можно больше людей о такой возможности». Попасть в клинику просто — нужно только записаться на прием по телефону.

К слову сказать, в «ИнтерЮНУ» обращаются сегодня не только из Ростова и области, едут со всего Юга России и даже из Москвы и Санкт-Петербурга.

Заглядывая в будущее

Научная деятельность в сочетании с практикой — постоянное кредо донской клиники. Два года назад офтальмологи из «ИнтерЮНы» и Центральной научной лаборатории Ростовского госмедуниверситета победили в конкурсе Европейского центра синхротронного излучения. Евроцентр синхротронного излучения в Гренобле сегодня самый продуктивный источник необычного рентгеновского излучения. Он привлекает множество специалистов из разных стран, которые проводят эксперименты в области физики, химии, биологии, медицины и других наук. Европейский центр синхротронного излучения выбирает проекты на конкурсной основе. Ни один медицинский российский проект в конкурсе такого уровня раньше не побеждал. Более того, ни один офтальмологический европейский проект еще ни разу не осуществлялся на базе этого центра.

«Синхротрон — это ускоритель заряженных частиц. Если коллайдер — прибор для фундаментальных научных исследований, то синхротрон — для более прикладных, это генератор синхротронного излучения, коротковолнового, жесткого, рентгеновского излучения, которое используется в различных сферах практической работы: физике, химии, в том числе в медицине, — говорит Сергей Ковалев, врач-офтальмохирург Ростовской глазной клиники «ИнтерЮНА», научный сотрудник РостГМУ. — Если говорить о нашем исследовании, это еще первые какие-то шаги, базовые, фундаментальные, которые мы пытаемся заложить и показать возможность использования этого метода исследования в офтальмологии прежде всего».

Программа исследований группы ростовских офтальмологов направлена на разработку методов и условий получения трехмерных изображений глазного дна сверхвысокого разрешения у млекопитающих (эксперименты пока проводятся на глазах приматов и кроликов). Реализация комплекса исследований может послужить базой для получения прижизненных изображений структур глаза человека на клеточном уровне, что откроет широчайшие возможности для изучения микроанатомии и физиологии глаза.

«Если у нас получится прижизненный выход на клеточный уровень сетчатки, мы сможем многое: например, «повесить» наномаркеры на лекарственные препараты и посмотреть, каким образом и где работает препарат — в межклеточном пространстве или в самой клетке, — рассказывает Сергей Ковалев. — Благодаря этому исследованию мировое медицинское сообщество сможет досконально изучить природу глазных заболеваний и впервые реализует их диагностику и лечение на клеточном уровне. Этот проект имеет большие перспективы не только в области офтальмологии, но и медицины в целом».

Юрий Иванишко уверен, что развитие науки — одна из первоочередных задач современности. «Это то, чем мы можем жить и чем может жить и расти страна, — говорит он. — Сначала она теоретическая, потом она становится прикладной. Если ее нет, нет и развития. Посмотрите на историю: даже в 30-е годы самых жестких репрессий, когда власти поняли, что без науки невозможно развиваться, с ученых снимали обвинения и возвращали их в лаборатории. И действительно, ученые спасли страну и в войну, и затем в послевоенный период. Пока общество не поймет, что именно высокие профессионалы, в том числе и в науке, должны быть в этом обществе элитой, это общество не имеет перспективы. Элитой в хорошем смысле слова, с обученной душой. Поэтому в нашем обществе педагоги от детского сада до вуза должны стать первыми людьми во всех смыслах — только так мы получим профессионалов».

О профессионалах своего дела в медицинской отрасли семь лет рассказывает журнал «Здравоохранение России». «Выпуск праздничного альманаха ко Дню медицинского работника 2016 года занесен в национальную книгу рекордов, — рассказал руководитель издательского дома «ЕвроМедиа» Владимир Денисов. — На страницах журнала мы рассказываем о тысячах медицинских работников, организаторах здравоохранения, ученых. А наша с вами совместная задача заключается в том, чтобы люди сняли розовые очки и никогда не надели черные».