Если вы слушаете много музыки и уделяете ей внимание, если у вас есть свой музыкальный вкус, воспитанный чем-то другим, кроме радио и телевидения, то вы меня поймете. Но если это не так, то вам будет интересно узнать, как может меняться отношение к отдельному треку или альбому, если немного вникнуть в суть, а не только наслаждаться битами и мелодией. Я осознал это, когда начал заниматься музыкальной журналистикой, и мой взгляд на многие треки, как новые, так и старые, значительно изменился. Приведу три примера из собственного опыта.
1. Metallica – One
Начнем со старичков. Песня Metallica – One вошла в альбом And Justice for All 1988 года. Это типичная для Хэтфилда и его банды баллада с сочными гитарными запилами и сменой ритмики. Мне эта песня нравилась, но не так, чтобы заслушивать до дыр. То есть если она попадается в плейлисте, я не стану скипать, а дослушаю, однако специально искать и слушать не стал бы. В 2017 году моё отношение поменялось. Вышел сериал «Каратель», где One стала саундтреком. На Кинопоиске я увидел статью с рецензией на сериал, и там упоминался этот трек. «Выбор в пользу именно этого трека сделан неспроста. Легендарная рок-группа записала эту композицию с антивоенным посылом и инструментальным соло, стилизованным под пулеметную очередь. Лирический герой серьезно ранен, его ноги и руки оторваны бомбежкой, он слеп и не может говорить. Единственное, чего он хочет, — умереть» (Кинопоиск - Владислав Копысов).
Я сразу же переслушал трек и перечитал текст песни. И действительно, те жесткие гитарные выстрелы звучат, как пулемет, а песня пропитана кровью, войной и ПТСР. Всё это на поверхности и очевидно, но раньше я не обращал внимания. Теперь песня воспринимается совершенно иначе. Чего лукавить, когда я вновь её переслушал с осознанием всей трагедии, у меня зачесался нос и выступила скупая слеза.
2. The Killers – The Man
The Killers – одна из моих любимых групп, поэтому первый сингл с прошлогоднего альбома Wonderful Wonderful я раскусил сразу. Но большинство людей так и не поняли, что The Man – стёб чистой воды.
«I got gas in the tank/
I got money in the bank/
I got news for you baby, you're looking at the man/
I got skin in the game/
I got a household name/
I got news for you baby, you're looking at the man»
– великолепный текст, отражающий все качества «настоящего успешного мужчины». И ни намека на издевательство. Но если вы знаете Брэндона Флауэрса, то никогда не поверите, что он смог бы написать гимн настоящему мужчине в таком ключе. Я оказался прав, клип The Man подтвердил, что песня носит саркастический характер, а дальше и сам Флауэрс объяснял это в интервью. Но от темы мужества не отошел и полностью её раскрыл в альбоме Wonderful Wonderful.
3. Альбом Paramore – After Laughter
Paramore всегда были образцовой альтернативной группой с симпатичной вокалисткой и своим узнаваемым стилем. Когда альбом After Laughter обзавелся первым синглом Hard Times, на лицах поклонников возникло недоумение, а кто-то и вовсе отвесил смачный фейспалм. Куда делись красные волосы, рваные гитарные риффы, мощнейшая динамика? Но альбом всё расставил по своим местам, если внимательно в него вслушаться: лирически и тематически это всё те же Paramore, и даже жестче, чем раньше. А синти-поп, блестки, яркие цвета – это лишь прикрытие, часть задумки, где нужен контраст между серьезной внутренней депрессией и лицом с миной «у меня всё хорошо». Смех сквозь слезы. Хейли Уильямс, переживавшая не лучшие времена, подчеркивала это в интервью и клипах, а альбом стал квинтэссенцией её состояния. Это еще один пример, как восприятие музыки может меняться в зависимости от глубины погружения в нее и понимания.
Это лишь несколько примеров, которые можно вспомнить сходу. Но таких было очень много. Занимаясь музыкальной журналистикой, осознаешь это особенно четко. Ты не пропускаешь новинки, следишь за индустрией, слушаешь много музыки, но можешь её не понимать. И тогда очень много достойных композиций просто пролетает мимо. Но потом ты начинаешь писать про очередную новинку, читаешь пресс-релиз, интервью артиста, узнаешь, о чем песня, что в неё вложили, как над ней работали, почему там именно такая мелодия, именно такой текст – ты понимаешь в чем её фишка. И пазл складывается. Песня открывается с совершенно другой стороны. Ты чувствуешь, что вот оно – ты на одной волне с музыкантом. Он пытался что-то донести, и ты понял каждую его мысль. Так происходит общение между музыкантом и слушателем. И это чертовски приятное ощущение.
Если нравится то, что я делаю, ставьте лайк. Вам нетрудно, а мне приятно)