Налоговики всего за 2 года, с 2016 по 2018 год, очистили российский бизнес от более 1 млн 300 тыс. фирм-однодневок. Об этом глава ФНС Михаил Мишустин доложил президенту Владимиру Путину.
Как отметил глава ведомства, если в 2016 году доля фиктивных компаний в общем объеме зарегистрированных юридических лиц в России составляла 34,2%, то на сегодняшний день не превышает 7,3%.
«Если в 2016 году мы фиксировали так называемые «однодневки», которые действовали, на уровне 1 млн 649 тыс. компаний в стране, то сегодня это 309 тыс. 540 – это прямо конкретно по нашему реестру юридических лиц», – сообщил господин Мишустин.
«Это дает нам основания видеть, что экономика очищается от тех недобросовестных налогоплательщиков, которые не платят налоги и используют агрессивные схемы», – отметил глава ведомства.
Под «фирмой-однодневкой» ФНС подразумевает юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности и, как правило, не представляющее налоговую отчетность. Как правило, создаются такие фирмы для того, чтобы налогоплательщик мог искусственно включить их в цепочку хозяйственных связей.
При этом налогоплательщик и фирма-однодневка, которая формально не имеет к нему отношения, совершают «согласованные противоправные действия».
К признакам однодневок относятся минимальный размер уставного капитала, массовый адрес регистрации, подача отчетности с нулевыми показателями или ее отсутствие, отсутствие штата персонала, отсутствие материальных и административных ресурсов, подозрительные хозяйственные операции, отсутствие упоминаний о компании, а также дата регистрации, близкая к дате совершения сомнительной сделки.
Ранее Банк России опубликовал рекомендации по выявлению фирм-однодневок.
Для регулятора главным критерием стал учет НДС в операциях. Так, в случае, если компания получает оплату с НДС, а переводит эти деньги без налога, возникает вопрос – из каких средств она собирается его платить.
Центробанк уточнял, что наиболее часто такая схема используется в сфере сельского хозяйства, а также в экспорте рыбы, зерна, лесоматериалов.
Очистка российского бизнеса от фиктивных компаний была проведена Федеральной налоговой службой совместно с правоохранительными органами, с Центральным банком и с Росфинмониторингом.
Во многом этому способствовал переход ведомства на цифровой документооборот: вот уже несколько лет налоговики следят за компаниями с признаками фиктивности онлайн, контролируя в таком режиме отчисления НДС. Серые схемы ухода от уплаты налогов родом из 90-х больше не работают. Искоренив старый бухгалтерский принцип: чем больше бумажек, тем лучше, – сотрудники ФНС добились того, что платить налоги граждане стали охотнее.
Снизить число фирм-однодневок позволили изменения в законе о госрегистрации. Федеральный закон 129 открыл налоговым органам больше возможностей по исключению организаций из ЕГРЮЛ. Теперь, обнаружив компанию с признаком фиктивности, налоговые органы могут внести в реестр запись о недостоверности адреса, места нахождения юридического лица, его руководителе или учредителе. С такой записью в ЕГРЮЛ органы управления этих компаний ограничены в возможности создавать новые серые фирмы.
«Это говорит о том, что не просто денег больше поступает в экономику, но что экономика платит равномерную налоговую нагрузку, – отмечает исполнительный директор группы «Интерфакс» Владимир Герасимов. – Теперь нет такой ситуации, когда одна компания платит налоги и оказывается в невыгодной ситуации, потому что конкурент не платит налогов и, соответственно, получает больше прибыли».
Впрочем, усиление контроля за недобросовестным бизнесом имеет и обратную сторону.
Как следовало из опроса консалтинговой компании IPT Group, российские предприниматели в последние годы жалуются на рост налогового давления. На эту проблему указывали 78% респондентов, а всего в опросе приняли участие 109 компаний, работающих в России. Причем, 5% из них – представители зарубежного бизнеса или совместных предприятий.
Безусловно, государство ведет борьбу с однодневками, делая законодательство более жестким, внося в него необходимые поправки. Но эффективным результат будет только тогда, когда все компании, все предприниматели осознают: работать «по-серому» – себе дороже.