С. Галышев, спец. корреспондент «Известий»
// Известия от 27 июня 1942 г.
Бои под Севастополем идут с нарастающим ожесточением. Днем и ночью немцы штурмуют город-крепость. Они израсходовали здесь свыше 50 эшелонов авиабомб, снарядов, мин, потеряли около 200 танков, сотни самолетов, свыше 50 тысяч убитыми и ранеными.
Захвачены пленные. Ефрейтор 401-го полка 170-й дивизии Майнгерт Виббер Нгост заявил:
– Наша дивизия находится под Севастополем с декабря 1941 года. Солдаты и офицеры знали, что он хорошо укреплен. Тем не менее все мы были уверены, что после многодневной непрерывной бомбардировки с воздуха, артиллерийского обстрела, широкого наступления танков и пехоты город в три-четыре дня падет. В первый же день наступления мы понесли большие потери. В настоящее время в ротах, где было по 80–100 солдат, осталось их по 10–15. Велики потери в офицерском составе. Одному лейтенанту во время боя пришлось взять на себя командование тремя ротами. Правда, из этих рот едва можно было бы создать один взвод. Особенно большие потери мы несем от русской артиллерии и минометов. Они нагоняют панический страх.
Неся огромные потери, немцы вынуждены были спешно снимать части с других фронтов, подтягивать резервы и с марша пускать их в наступление. Видимо, отсутствием достаточных резервов следует об'яснить тот факт, что на некоторых участках противник принужден был ослабить нажим и ограничивался огневым боем. Только получив подкрепление, боеприпасы и перегруппировав свои потрепанные войска, фашисты возобновили атаки. Ценою больших потерь на одном участке им удалось вклиниться в линию нашей обороны.
На юге идут непрерывные ожесточенные бои. Небольшой участок обороны штурмовали две немецких пехотных дивизии. Потом здесь появилась третья дивизия. Обладая преимуществом в живой силе и технике, пользуясь выгодным рельефом местности, противник вот уже несколько дней под ряд делает попытки обойти наши подразделения. Но ему это не удается. Отражая атаки, защитники города наносят врагу тяжелые удары. Только в отдельных местах небольшим группам автоматчиков удалось просочиться в линию обороны.
Бои под Севастополем характеризуются тем, что наши войска все время входят в непосредственное соприкосновение с противником. Кал правило, сражение, начавшееся с дальнего огневого боя, заканчивается рукопашной схваткой наших бойцов с вражеской пехотой, контрударами наших войск. Часто бои целыми часами идут в траншеях, окопах.
В этих ожесточенных боях, в этих рукопашных схватках защитники Севастополя – приморцы, черноморцы – показывают чудеса героизма, стойкости, бесстрашия Лейтенант Мостка, младший сержант Пардоменко, сержант Кальманов, красноармейцы Захаров, Буянов и Ифольников, отражая атаки фашистов, оказались в окружении. Расстреляв все патроны, храбрецы забросали вражеских автоматчиков гранатами. Но гитлеровцев было еще впятеро больше. Они набросились на наших героев. Завязалась отчаянная рукопашная схватка.
– Русс, сдавайся! – кричали немцы.
– Лучше честная смерть, чем фашистский плен, – громко крикнул лейтенант Мостка и, когда на него навалились четыре немца, подорвал их и себя гранатой.
Примеру героя-лейтенанта последовали и остальные бойцы. В неравном бою, уничтожив до 200 гитлеровцев, погибли шесть мужественных сынов нашей родины. Погибли, но не отступили ни шагу назад.
На другом участке немцы встретили яростное сопротивление бойцов Воробьева, Гурвича, Ямпольского, Рубинштейна и Алешина. Несколько атак предпринял враг, но всякий раз бойцы отбрасывали его назад. Взбешенные железным упорством пятерых храбрецов, немцы подтянули добавочные силы и снова пошли в атаку.
– Будем драться до последнего дыхания! – крикнул Воробьев. И бойцы приготовились к решающей схватке.
Подпустив врага на несколько метров к своей позиции, они открыли огонь из полуавтоматов. Все же натиск немцев им не удалось сломить. Противник был уже совсем рядом. В ход пошли гранаты, началась рукопашная схватка. Все пятеро бойцов были ранены, но не оставили поля боя до прибытия помощи. Смельчаки уничижили в этой схватке до 40 гитлеровцев, и лишь после того, как враг был оттеснен, они позволили перевязать себе раны.
В боях за Севастополь прославилась батарея младшего лейтенанта Абдулхана Умеркина, которому присвоено звание Героя Советского Союза. В первые дна наступления немецкие автоматчики при поддержке танков окружили наблюдательный пункт батареи. Умеркин, выскочив из землянки, гранатой подбил вражеский танк и из автомата расстрелял 26 фашистов, после чего вывел всех наблюдателей из вражеского кольца.
За последние дни батарея Умеркина уничтожила несколько артиллерийских и минометных батарей врага, до четырех рот его пехоты и подбила 6 танков.
Бои под Севастополем продолжаются. Немцы, не считаясь с потерями, рвутся к городу, но встречают на своем пути упорное сопротивление наших бойцов, стальную преграду артиллерийского огня.
Севастополь, 26 июня. (По телеграфу)