Новый руководитель края стоит перед выбором, сохранить ли в регионе влияние многолетнего «хозяина» региона Александра Карлина
Российские политологи продолжают обсуждать ситуацию, сложившуюся в Алтайском крае после ухода в отставку многолетнего «хозяина» региона Александра Карлина. Назначенный президентом РФ врио губернатора и получивший личный мандат Владимира Путина на проведение решительных мер по оздоровлению региона Виктор Томенко сразу же по прибытию в край организовал встречу с местными журналистами, на которой заявил, что регион обладает огромным потенциалом, но «с ним нужно очень хорошо поработать и настроить на движение вперед».
«Улучшить качество жизни и увеличить численность населения в Алтайском крае – это тот вызов, который стоит перед нами, — обозначил приоритеты развития Томенко. — Эта цель поставлена президентом и напрямую транслирована в регион. По итогам прошлого года показатель смертности в крае превышает показатель рождаемости, и намного».
Однако, совершенно очевидно, что у Томенко впереди тяжелейшая работа по искоренению трех «родимых пятен», доставшихся ему в «наследство» в регионе: клановости, семейственности и коррупции».
Причем эту работу будет осложнят, а возможно, сделает и вовсе невыполнимой возможное назначение Александра Карлина представителем в Совете Федерации от исполнительной власти Алтайского края. Сам факт распространения слухов о том, что Карлин может стать сенатором, на мой взгляд, свидетельствует о том, что региональная клиентела, которая держит в своих руках, по сути, всю хозяйственную, да и политическую жизнь в крае, добровольно не расстанется со своими привилегиями, и приложит максимум усилий, чтобы, как говорится, вставить новому региональному руководителю, палки в колеса, что поставит проведение необходимых как воздух преобразований в одном из самых депрессивных регионов страны, под большой вопрос. И, скорее всего, просто сорвет их.
Кто эти люди, какими возможностями они располагают, на днях четко обрисовал популярный телеграмм-канал «Незыгарь».
В обойму серого кардинала и «ночного губернаторы» края Cергея Локтева, бывшего первого заместителя губернатора, автор материала включил главу Барнаула С. Дугина, его заместителя по дорожно-благоустроительному комплексу А. Воронкова, владельца крупных объектов недвижимости и клиники «Евростиль» Г. Богушевского, руководителей крупных строительных фирм в Барнауле Н. Шония и С. Мудрика, которые, по его мнению, годами кормились на освоении бюджетов жилищной застройки, распределения земли, туркластеров и дорожного хозяйства.
В качестве примера приводится ремонт Барнаульского Арбата, 300 метров улицы Малотобольской, которые замостили тротуарной плиткой и поставили фонари, потратив почти 400 млн рублей! Можно представить себе «прибыльность» других проектов, учитывая, что через Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула с 2015 по 2017г прошло более 5,5 млрд рублей.
По информации телеграмм-канала, прежние, с позволения сказать, «элиты» уже ушли в жесткую, оппозицию к Томенко, так как поняли, что им могут перекрыть доступ к региональным проектам.
Сергей Локтев ушел со своей должности, а Шония отказался от госконтракта по реконструкции одного из зданий, понимая, что новые власти могут не принять объект на тех условиях, к которым он привык.
Но легче от этого не стало, так как оставшиеся на своих местах более мелкие их назначенцы фактически могут саботировать все хозяйственные работы.
Так, городской комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи, через который прошло за два года почти 6 млрд рублей, и который возглавляют совсем юные дети друзей А. Воронкова, фактически остановил ремонт всех городских дорог, который начат был еще до увольнения Карлина.
Как пишет «Незыгарь», проходят деньги дорожного комитета через свата Воронкова – местного бизнесмена Г. Богушевского.
По краевым дорогам 6,2 млрд рублей осваивает еще один член «карлинского круга» – А. Андронов. Понятно, что от таких доходов отказаться представителям прежней команды просто невозможно.
Но и оставлять ситуацию неизменной федеральная власть категорически не может. После 13 лет губернаторства Карлина экономика края по сути разрушена: десятки крупнейших предприятий закрылись, многие бизнесмены, не выдержавшие финансового давления губернаторских «друзей» во главе с Локтевым, уехали из края.
По словам Виктора Томенко, ранее занимавший пост первого председателя правительства Красноярского края, президент России серьезно напутствовал его на новое назначение, сказав, что Алтайский край благодатный и перспективный, но очень сложный: «там надо пахать!». Но «пахать», не зачистив коррупционное поле, попросту невозможно. Чтобы спасти потонувший в экономическом болоте регион Томенко нужно только одно: самостоятельность.
А вот ее-то он может и не обрести. Защитная реакция местных элит — проталкивание Карлина в Совет Федерации — довольно эффективный ход, поскольку в случае ее успеха, все что сделает Томенко, будет восприниматься населением края не иначе как в связке с Карлиным, который, мягко говоря, крайне непопулярен. Кроме того, на посту сенатора Карлин просто может блокировать все попытки Томенко почистить региональные кадры.
Учитывая, что Александр Карлин может возглавить в Совфеде Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, которым сейчас руководит его бывший заместитель Александр Щетинин, то он будет курировать от лица Верхней палаты ключевой сектор региональной экономики.
Кстати, важна и сама процедура назначения Карлина в Совфед. Если Виктор Томенко своими руками внесет в бюллетень на предстоящих выборах фамилию бывшего губернатора, то авторитет самого Карлина среди краевых чиновников еще более вырастет. Это значит, что в регионе продолжится экономическая стагнация, люди будут уезжать из края в поисках лучшей жизни. Но ответит за все это уже лично Томенко.
Если новый руководитель даст свое согласится на то, чтобы Карлин был назначен в Совет Федерации, то в правительстве региона, Заксобрании, гордуме, администрациях районов пришедшие благодаря ему чиновники будут действовать как минимум с оглядкой на своего бывшего шефа, а могут при случае и просто игнорировать Томенко.
И это сделает Карлина теневым региональным лидером, что предельно осложнит задачи федерального центра. И тогда гнев Кремля обрушится уже на нового назначенца, как не справившегося с поручением президента.
Поэтому сегодня на кону не только судьба региона, но и политическая карьера самого Виктора Томенко. Если он проявит слабость и спасует перед упорно цепляющимися за власть местными элитами, то, по сути, зачеркнет мандат, выданный ему руководством страны.
Антон Белявский, политтехнолог