Исландцы привыкли сражаться не до последнего, а только до победы. Они верят, что в них течет кровь викингов, а бесстрашие для них не средство, а самоцель. Сейчас это гражданское и развитое общество, и хоть на заселение Исландии стекались самые амбициозные люди со всей северной Европы – им всем приходилось выживать.
Основными поселенцами Исландии были выходцы с Норвегии. Кто-то был движим новыми возможностями в свободной земле, кто-то бежал от закона. Примечательно, что на этом северном острове не обитали люди в доисторическую эпоху и весь опыт приходилось либо перенимать, либо импровизированно воздвигать на пустыре.
Так, была создана самая древняя из сохранившихся форм правления – Альтинг, иначе парламент, по совместительству исполнявший функции суда. Здесь принимались не только законы, но и важные решения для целой страны, будь то новое направление экономике или принятие христианства, которое произошло как-раз в XI веке.
В современной культуре и кинематографе Исландии сентиментальной болезненной темой предстают суровые беспощадные зимы. Флоки Вильгердарсон – первый поселенец, которому пришлось лично пережить холода и бури, но каково его было удивление летом: снег оттаял и зелень покрыла земли. Это земля обладает такими же почвами, как в родной Норвегии, здесь можно обрести богатство!
Флоки наполнил лодки людьми, и наполнили они землю скотом и зерновыми культурами. Начало было положено в 870-ом году. Все пригодные для жилья районы были заселены за несколько десятилетий – этому, к тому же, поспособствовал норвежский тиран Харальд Прекрасноволосый, от которого хотели сбежать любой свободолюбивый, желающий хорошей жизни, человек.
Тем не менее, убежать полностью от гнета бывших правителей не удалось – влияние Норвегии все еще оставалось сильным, и только народовластие сдерживало страну от полной зависимости. Исландия переживала холода все лучше, и жизнь, казалось, удалась. Однако некоторые привычки всего населения, старых норвежцев, и непоколебимые иллюзии сыграли злую шутку.
Почвы, которые, казалось, могут кормить то небольшое население – не успевает восстанавливаться. Это открытый океан, ветры приносят малую часть полезных веществ в земли Исландии, а та поросшая зелень, восхитившая в свое время Флоки, пускала корни на протяжении многих веков и к жадной экспансии совершенно не была готова.
Излюбленную говядину, считавшаяся мясом богатых и успешных, получать было проблематично – зимы были слишком холодны, коровы держались всю зиму в сарае со скудным питанием по колени забитые в навозе и сене: определенно неблагоприятная обстановка. Летом на свет выходили полуживые худые животные. Консервативные исландцы долго не могли признать, что справиться с голодом им помогут только овцы.
И даже если бы они перешли с говядины на баранину быстрее, голод и напряжение остановить было невозможно. Знать раскололась и внутренние междоусобицы благополучию страны положительной роли сыграть не могли. Влияние норвежской короны становилось крепче, язычество вытеснялось христианством. В 1000 году (в некоторых источниках в 999 году) на Альтинге приняли религией республики христианство. Все эти предпосылки ослабили Исландию, и в итоге Норвегия установила власть над островом.
Немного позже, христианское духовенство переняло всю власть с Альтинга на себя. Это было последним ударом по самоуправлению исландцев. Пустые почвы и суровые зимы осложнились климатическими изменениями, когда зимы стали длиннее и еще холоднее. Возникла резкая необходимость в торговле с континентом, тогда-то и приплыло решение в виде рыболовства.
Власть Норвегии ослабилась, но довольно стремительно «трон» заняла Дания, правление которой повлияло на Исландию гораздо заметнее. Расцвет торговли, суливший новые перемены, быстро закончился с ужесточением политики Дании. Она установила бескомпромиссную монополию на весь остров, и единственным, но жесточайшим требованием была торговля только с одной Данией.
Это продолжалось с 1602-ого года по 1786-ой, когда в стране активизировались национально-освободительные движения. Вдохновенные французской революцией, а позже и самим Наполеоном, лучшие интеллектуалы Исландии организовали сопротивление. Это движение составило чуть более 100 лет, и только в 1944 году регулярными митингами и ультиматумами, Исландия добилась освобождения.
Это был длинный путь. Исландцев кидало из крайности в крайность: от перспектив голодать и нищенствовать до зажиточного благополучия. И только тогда, когда весь народ смог соединиться и удивительно рекордной явкой в 95% проголосовать за независимость, Исландия смогла крепко встать на собственные ноги, и отныне она полагается только на себя. Исландцы проводят внимательную охрану экологии, укрепляют рыболовство и все также не потеряли энтузиазма управлять страной целым единым гражданским обществом. Им пришлось немало заплатить за такое будущее, однако, им все еще предстоит выполнить много работы.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.