Найти тему
НА ЗАВАЛИНКЕ

Телониус Монк – строптивый гений «коренного» черного джаза

Оглавление

10 октября 1917 года в Роки-Маунт, Северная Каролина, США в этот день и в этом месте родился Телониус Монк, гениальный джазовый пианист, имя которого сейчас основательно подзабыто. Но, именно его считают родоначальником би-бопа. Играть на фортепиано мальчик начал в шесть лет, и до самой смерти в 1982 году он считал себя самоучкой.

В конце 30-х годов Монк начинает выступать в ночных клубах Гарлема. В 1941 - 1942 годах он играет на фортепьяно в ансамбле вместе с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи.

-2

В этот момент его необычную манеру исполнения заметили музыкальные критики. Один из них написал: «Его манера игры была не совсем характерна для джаза: музыка была «нервной» с рваным ритмом, изобиловала большим количеством скачков. В своём творчестве Монк придерживался оригинального стиля, был авангардистом и одновременно примитивистом».

Тем не менее, такие его композиции, как «Brilliant Corners», «52nd Street Theme» «Round Midnight», «Bemsha Swing», «Ruby My Dear» и многие другие стали классикой джаза и позднее исполнялись другими музыкантами.

Но именно из-за необычного стиля игры, Монка редко приглашают для записей с другими известными джазменами. Под рваную ритмику Телониуса было очень сложно подстроиться.

-3

Яркая самобытность сильно мешает музыканту найти постоянную работу. Ему не предлагает контрактов ни одна звукозаписывающая студия. Однако Тилониус не сдается и решительно отказывается изменить свой стиль игры. «Прогибаться» под ее изменчивые вкусы публики он не намерен.

В 1944 году бунтаря-Монка  таки приглашают в небольшой ансамбль, который играет в клубе на 52-й улице. И уже в октябре ансамбль делает несколько записей с Тилониусом.

В 1948 году у музыканта появились проблемы с полицией – джазмена арестовали за хранение марихуаны. В 1951 году разгорелся новый скандал – под сидением машины, где находился Монк с друзьями был обнаружен героин. После судебных тяжб у музыканта возникла прооблема с трудоустройством. Студия звукозаписи заморозила партнерство и Тилониусу пришлось довольствоваться выступлениями в маленьких загородных театрах и кабаре.

В 1952-м Монк подписал контракт со студией «Prestige Records».  И дела пошли в гору. В это же время он познакомился с баронессой Панноникой де Кёнигсвартер, покровительствовавшей джаз-музыкантам. Баронесса являлась дочерью банкира Ротшильда, она оказала значительную моральную поддержку и финансовую помощь Тилониусу Монку и его другу Чарли Паркеру.

-4

В 1955 году Монк записывает ряд композиций Дюка Эллингтона и других известных джазовых композиторов, с целью опровергнуть миф о том, что он может исполнять лишь собственные сочинения. А в 1956 году он записывает пластинку «The Unique Thelonius Monk», которая наконец-то приносит ему успех и признание публики.

Вершиной творчества Телониуса Монка стала пластинка «Brilliant Corners». В 1957 году диск стал бестселлером среди любителей джаза. Альбом попал в сборник «Тысяча и один музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем вы умрёте».

В начале 60-х популярность Монка достигла своего пика. 25 ноября 1963 года фотография джазмена должна была бы появиться на обложке журнала Time. Но 23-го убили президента США Дж.Ф.Кеннеди, и обложку пришлось заменить.

В 60-е Тилониус Монк руководит оркестром. Он также участвует в ансамбле «Гиганты джаза», с которым в 1970-е годы будет гастролировать по Европе.

Свой последний концерт Монк отыграет летом 1976 года. После он до минимума сокращает контакты с внешним миром, не проявляя интереса ни к музыке, ни к жизни вообще. 17 февраля 1982 года Телониус Монк умер от инсульта. Он похоронен на кладбище Фернклифф в городе Хартсдейл, штат Нью-Йорк.

Thelonious Monk

альбом Brilliant Corners (1957)

Лэйбл / Riverside

Продюсер / Orrin Keepnews

Арт-директор / Paul Bacon

Страна / США

Продолжительность 43:08

Brilliant Corners - студийный альбом джазового музыканта Телониуса Монка, вышедший в 1957 году.

Телониус Сфир Монк (англ. Thelonious Sphere Monk) — выдающийся джазовый пианист и композитор, наиболее известен как один из родоначальников бибопа.

Это был его третий диск на лейбле Riverside и первый альбом, для этого лейбла, включавшие его собственные композиции. Заглавный трек был настолько сложен, что потребовал более дюжины дублей в студии и считается одной из самых сложных композиций. В 2003, альбом стал одной из пятидесяти записей выбранных в том году Библиотекой Конгресса для национального реестра записей.

Трудно понять малозаметную позицию Телониуса Сферы Монка в 1957 году, учитывая его статус в качестве одного из наиболее уважаемых во всем мире композиторов XX века, не говоря уже о его всепроникающем влиянии как пианиста.

В то время как Монк играл ключевую роль в создании бибопа в гарлемском ночном клубе «Минтоне» в середине 1940-х годов, став автором нескольких джазовых стандартов, ложное обвинение в наркомании закрыло ему дорогу в манхэттенские джаз-кпубы. Вкупе с незаинтересованностью в нем студий грамзаписи это привело к тому, что о Монке практически не вспоминали в пятидесятые. И только когда Оррин Кипньюс - продюсер джазовой студии «River-side» - подписал с Монком контракт, дела его пошли на лад.

-6

Кипньюс вновь напомнил о Монке джазовой публике с помощью двух сессий трио, первая из которых была посвящена Эллингтону, а вторая соответствовала поп-стандартам. Альбом «Brilliant Corners» («Блестящие углы») ознаменовал возвращение Монка в качестве композитора высшего ранга. Он работал с квинтетом, состоявшим из восходящей звезды тенор-саксофониста Сонни Роллинса, альтиста Эрни Генри, трагически погибшего молодым, басиста Оскара Петти- форда и барабанщика Макса Роуча (трубач Кларк Терри и басист Пол Чемберс заменили Генри и Петти- форда в композиции «Bemsha»). Ошеломительный заглавный трек служит веской причиной для смены состава. Он был настолько сложен, что даже после приблизительно 25 попыток композиция так и не была записана целиком.

Напряжение на пластинке практически осязаемо, хотя Кипньюс собрал ее из отдельных частей, создав первый шедевр Монка в середине его карьеры. К другим достижениям можно отнести нежную мелодичную «Pannonica», написанную для покровительницы и друга Монка, баронессы «Ники» Кениг- свартер, а также сольную версию Монка «I Surrender Dear».

-7

Слушайте "черный" джаз на Завалинке