Найти тему
ABW

Чего ждать 1 июля: подорожает ли "бэушка" из Европы, понадобится ли СБКТС и по кому ударят обязательные 50 процентов локализации

С 2011 года для белорусов 1 июля и 1 января не даты в календаре, а дни, когда госорганы с завидным постоянством преподносят потенциальным автовладельцам, официальным дилерам и просто "перекупам" разного рода "сюрпризы" в виде новых таможенных пошлин, утильсбора, необходимости установки ЭРА-ГЛОНАСС, введения электронных паспортов транспортных средств, свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и т.п.

Причем львиная доля всех этих гениальных нововведений обусловлена и регламентирована соглашениями и документами Таможенного союза, в котором основную скрипку играет не Беларусь и не Казахстан, а Российская Федерация. Правда, нужно отдать должное белорусским чиновникам: кое-каких послаблений для народа они все же добиваются. Так было и в минувшем году, когда были перенесены сроки введения обязательного СБКТС для машин, ввозимых из-за пределов ТС,  необходимости наличия ЭРА-ГЛОНАСС на импортируемых автомобилях и электронного паспорта транспортного средства.

-2

В итоге об ЭРА-ГЛОНАСС, в нашем случае ЭРА-РБ, можно не вспоминать до конца 2018 года, про электронные паспорта транспортных средств нам не напомнят до 1 ноября 2019 года (инфраструктура, поговаривают, оказалась не готова к переходу на них 1 июля), а вот о СБКТС и локализации российских автопроизводств на 50% есть вопросы.

Напомню, что дата введения обязательных СБКТС для транспортных средств, ввозимых физическими лицами, год назад была перенесена на 1 июля 2018 года. Юридические лица и ИП, ввозящие технику из-за пределов ТС, обязаны предоставлять их при продаже и последующей постановке на учет уже сегодня.

В официальных органах нам так и не смогли четко ответить, станет ли новый документ обязательным для "физиков". А ведь 1 июля не за горами. И если введение СБКТС для простых смертных чудесным образом снова не перенесут, аккредитованным органам сертификации, испытательным лабораториям и центрам скучать не придется. 

К слову в Беларуси их всего три: Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси, ООО "Центромаш", а также Орган по сертификации продукции и услуг "ПОЛИТЕХ-СЕРТ" при БНТУ. Именно эти организации производят процедуру сертификации транспортных средств, у них по логике вещей должны быть самые доступные цены.

-3

Но это отнюдь не единственный путь, так как есть еще частные фирмы, оказывающие помощь в организации процесса получения СБКТС. До 1 июля их клиентами были преимущественно юридические лица и ИП. Стоимость услуги в РБ варьируется 300 до 600 руб. в зависимости от поставленных задач. Так, в компании "Сертификат Тех Плюс" средняя цена с учетом стоимости самого сертификата - 450 руб., срок получения документа при этом составляет 3-5 дней. Транспортное средство нужно пригонять на полигон.

По словам сотрудников компании, если СБКТС для транспортных средств, ввозимых физическими лицами, введут, список необходимых для подачи заявки документов, вероятнее всего, будет следующим:

1. Таможенная декларация на ТС.
2. Технический паспорт страны, из которой прибыл автомобиль (США - Title, ЕС - BRIEF).
3. Договор купли-продажи, инвойс.
4. Паспорт физического лица.

-4

При этом автомобиль должен быть целым и исправным. При наличии всех упомянутых документов в орган сертификации делается заявка с техническими характеристиками автомобиля и его фото, согласуется ее макет. После чего происходит сама процедура сертификации.

Здесь самое время сделать акцент на возрасте ввозимого автомобиля. Если машина новая (до трех лет), то понадобится получение Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), если автомобиль старше трех лет - СБКТС. Самый удачный вариант, когда в базе аккредитованного органа ОТТС на машину уже есть и получение СБКТС требует минимальных затрат. Если же его нет в РБ, имеет смысл искать ОТТС на привезенный эксклюзив у соседей по Таможенному союзу. Если его и там не оказалось, остается только посочувствовать, так как оплата полного цикла испытаний под силу только промышленным предприятиям, их представительствам и импортерам. Кстати, весьма часто ОТТС есть у официальных дилеров, но они не всегда готовы ими делиться.

-5

Возможно ли сделать СБКТС в РФ? Да, возможно. Причем там эта процедура стоит от 8000 росс. рублей, но есть нюансы. Во-первых, нужно убедиться в том, что вы имеете дело с аккредитованным органом сертификации. Данный момент можно проверить в Едином реестре органов сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Во-вторых, необходимо учесть, что в Госавтоинспекцию нужно предоставлять не копию и не цветную распечатку, а оригинал документа, который из РФ может идти по почте не день и не два. Поэтому физлицам, неискушенным в данных вопросах, наверняка понадобится помощь.

Но каких-то особых проблем введение СБКТС для физлиц, кроме временных потерь и дополнительных денежных затрат, не принесет, все алгоритмы и механизмы его получения уже обкатаны на ИП и юридических лицах.

-6

От себя хотелось бы добавить, что рост расходов на выпуск в эксплуатацию пригнанных из-за пределов ТС транспортных средств косвенно может повлиять на рост цен. Хотя машины с пробегом сегодня не самый ходовой товар, в убыток гонять их мало кто желает.

Вторая точка преткновения, о которой стоит помнить, пока 1 июля не наступило, - документ, по которому с указанной даты в свободное обращение могут быть допущены лишь те из производимых в РФ и РБ иномарок, которые будут иметь к указанной дате уровень локализации 50% и выше. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 решения №72 Высшего евразийского экономического совета, подписанного 29 мая 2014 года в Астане, государства - члены Таможенного союза должны обеспечить закрепление в законодательстве "положений, устанавливающих, что моторные транспортные средства, произведенные на территории одного государства-члена, как это определено понятием "промышленная сборка моторных транспортных средств", свободно обращаются на территориях других государств-членов при условии осуществления технологических операций по сварке и окраске кузова и достижения уровня локализации производства моторных транспортных средств на территориях государств-членов не менее 30 процентов с даты вступления в силу настоящего Решения, а начиная с 1 июля 2018 г. - при достижении уровня локализации производства моторных транспортных средств не менее 50 процентов".

-7

А это значит, что у каждой страны ТС 1 июля появится еще один аргумент для торговых войн, так как далеко не все предприятия, вошедшие в соглашение о промсборке, реально имеют 50% локализации производства. Сказывается и падение курса российского рубля, и вопросы с поиском поставщиков автокомпонентов, производящих их в странах ТС. И вот тут самое время напрячься дилерским предприятиям, чьи поставщики такой локализации не имеют. Так как не исключен сценарий, что спустя несколько лет белорусские госорганы воспользуются 72-м решением, чтобы пополнить бюджет посредством штрафов. 

Одному из местных автодилеров в рамках соглашений по СНГ с этим уже пришлось столкнуться. При этом не стоит забывать, что в наших широтах все это могут сделать задним числом, от чего становится совсем грустно, ведь торговля новыми автомобилями сегодня и так на грани рентабельности.

-8

Заложить риски в стоимость машины дилеры не смогут, рынок с Россией общий, дорога в РФ белорусскими покупателями давно проторена - достаточно вспомнить 2014 год. Приостановить поставки новых автомобилей в РБ, пока не прояснится ситуация, тоже не вариант. Остается надеяться на волю провидения и на то, что белорусские чиновники услышат автодилеров. Впрочем, на сегодняшний день тем, кто собирается приобретать новый автомобиль, особо нервничать не стоит - машин в продаже достаточно, выбор пока есть. 

В целом же стоит признать, что нынешнее 1 июля не нарушит "традиций" предыдущих лет: мы опять будем платить больше только потому, что лист календаря перевернут. 

Юрий ЛИХУТА
ABW.BY 

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber