Только вчера еще чудесный послушный малыш сегодня дерется, капризничает, не слушается, топает ногами и закатывает истерики с паданием на пол. Что делать? Как реагировать? Наказать, наругать, обнять или пожалеть? Давайте разбираться!
Дело в том, что рост и развитие детей происходит неравномерно и скачкообразно. Каждый новый этап развития сопровождается то подъемом, то спадом, а иногда и кризисом. Нервная система малышей пока еще несовершенна, она только развивается, поэтому эмоциональное состояние детишек крайне неустойчиво. И кризисы, возникающие с освоением новых важных и переломных навыков, могут сопровождаться крайне неприятным для родителей поведением. Так, малыш, который только недавно научился ползать или ходить, начинает капризничать чаще, хуже спать. Кризисы помогут совпадать с рождением младшего ребенка, началом посещения детского сада, переездом, болезнью и другими важными в жизни ребенка событиями. Кризис может проходить спокойно и сглажено, а может быть бурным, с постоянными капризами и истериками. Кризис одного года, двух лет, трех лет может начаться позже, а может и раньше, но он неизбежен. Больше того, психологи считают, что если у ребенка нет признаков возрастного кризиса, значит, он не прошел важные для себя этапы развития, не освоил какие-то необходимые формы деятельности и как бы «застрял» на предыдущем этапе. Без кризиса нет развития, нет движения вперед.
Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Ребенок ведет себя тем или иным способом, просто чтобы настоять на своем, а не потому что ему это по-настоящему надо. Например, вы предлагаете ему еду, он отказывается. Через некоторое время уже изрядно проголодавшийся малыш продолжает отказываться от еды, потому что «гордость» и упрямство не позволяет ему уступить. Ребенок хочет делать все сам, не принимая во внимание, что определенные вещи ему делать самому пока не позволено. Например, резать ножом или включать в розетку дрель. От этого он злится и скандалит, не соглашаясь с доводами взрослых. Малыш отказывается от любимых ранее игрушек, занятий, еды. Ему нужны новые игры, новые игрушки, новые предпочтения. Говоря на взрослом языке, ребенок переживает переоценку ценностей. Ребенок бунтует против устоявшихся правил, испытывая границы дозволенного и терпение родителей. Так? А теперь разбираемся как же помочь ребенку в этот переломный момент, ну и конечно же себе, вероятно мама уже принимает какие-то успокаивающие средства, но только по незнанию как действовать в той или иной ситуации, поверьте, родители, к любому ребенку есть подход, нужно просто напросто найти именно то, поможет вашему.
Так что же делать? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?» Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Кризис _ это серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и обязательно поощряйте самостоятельность, оценивайте любые успехи и достижения (повесьте рисунок на стену, поставьте поделку на видное место). Если ребенок не слышит и не слушает вас, он может захотеть выслушать игрушечного медвежонка или робота последней модели. Не теряйте чувства юмора даже в сложных ситуациях. «Не хочешь одеваться, пойдем гулять прямо так». Ограничьте количество запретов, уступайте в мелочах, настаивая только на тех моментах, где запрет важен и принципиален.
Самое главное: оценивайте поведение и поступки ребенка, но не самого ребенка. Никогда не говорите, что «он плохой», говорите, что он «поступил плохо» . Много любви, терпения и понимания помогут преодолеть любой кризис!