Найти тему
Mankind

Сияние

(1980) Культовый триллер американского режиссёра Стэнли Кубрика по одноимённому роману Стивена Кинга. Нравоучительная история о том, почему важен отдых после тяжёлого трудового дня. 

У писателя Джека Торренса творческий кризис. В поисках вдохновения он решает устроиться смотрителем в отель «Оверлук» на зиму, когда там нет постояльцев, а сама гостиница отрезана от окружающего мира. Джек приезжает туда со своей семьёй: женой Венди и сыном Денни, который странно себя ведёт и разговаривает с невидимым Тони. Там Торренс надеется в тишине и спокойствии закончить свой новый роман. 

Обстоятельства оборачиваются против писателя: изоляция и скука доводят его до нервного срыва, он начинает сходить с ума и однажды начинает охоту за своей семьёй. И вот тут-то кроется главное отличие экранизации от романа Стивена Кинга. Кубрик до последней минуты водит зрителя за нос и убеждает, что Торренс просто сходит с ума, что всё происходящее — результат его помешательства в неблагоприятных условиях. Поддерживал эту иллюзию и Джек Николсон, сыгравший главную роль: он убедительно изображал постепенное помутнение рассудка. Кинг же с самого начала честно говорил читателям, что «Оверлук» — не простой отель, имеющий собственное сознание и совсем не добрые намерения. Именно отель, а не Торренс, оказывается главным героем романа. Впрочем, Кубрик всё-таки оставил одну-единственную лазейку, которая примиряет его видение с оригинальным романом. 

Как и в случае с остальными фильмами Кубрика, процесс создания фильма был не менее интересным, чем результат. Чтобы актриса, сыгравшая Венди, могла убедительно изобразить страх и ужас, режиссёр запретил всем участникам съёмок проявлять к ней симпатию, постоянно кричал на неё — и добился своего. Шелли Дюваль сыграла так, будто за ней и правда гонялся настоящий маньяк. 

Кстати, масштабные и детальные декорации к «Сиянию» позже обрели вторую жизнь. Зал «Колорадо» появился в одном из фильмов об Индиане Джонсе, а искусственный снег, которым покрыт «Оверлук», позже использовали при съёмках пятого эпизода «Звёздных войн»

А при чём тут сияние? Практически не при чём. Мистическая линия и экстрасенсорные способности Денни, раскрытые в романе Кинга, у Кубрика оказались побочными излишними элементами. Но фильм всё равно получился потрясающим. А как иначе? Кубрик же.

Автор: Денис Божинский