Советский Союз был страной повального дефицита - периодически с полок исчезала колбаса, одежда, мыло. Но это предметы каждодневного пользования, без которых жить тяжело, С культурными нуждами населения также было все не блестяще. Достать хорошие книги можно было только по знакомству, хотя различные мемуары вождей издавались многомиллионными тиражами. Еще хуже обстояли дела с музыкой. Главным средством удовлетворения потребностей населения в этой области были виниловые пластинки от фирмы грамзаписи "Мелодия".
Как и многие другие стороны жизни советского человека, музыка подвергалась строжайшей цензуре. Петь можно было про любовь к Родине и партии, а также про завоевания Великого Октября и Великую победу. Все остальные темы строго контролировались и репертуар певцов утверждали партийные деятели связанные с культурой. Но если советских исполнителей можно было заставить петь идеологически выдержанные песни, то с западными это было невозможно в принципе. Вывод сделанный партийными цензорами был простой - нужно максимально сократить поток пластинок с записями забугорных групп и исполнителей.
Надо признать, ограничивать поток пластинок с "несоветскими" записями удавалось хорошо. Прежде всего "Мелодия" выпускала мало подобных пластинок, да еще они подвергались "мастерингу", то есть попросту записанная музыка лишалась низких частот. Многие пластинки выходили без конкретного указания группы - чтобы не платить лицам имеющим авторские права на песни. Но и такие винилы пользовались огромным спросом и часто покидали магазины минуя прилавки.
Однако был еще один способ пополнения музыкальных коллекций - лицензионные винилы привозились из-за границы. Так, благодаря людям возвращавшимся из командировок, страна начала знакомиться с "Битлз и Роллинг Стоунз".
Если есть спрос обязательно найдется предложение. Ушедшие из-под полы и приехавшие официально из-за рубежа пластинки часто оказывались в руках скупщиков - "пластоманов", а затем им была прямая дорога на "черный рынок". Сами "пластоманы" не были похожи на фарцовщиков толкавших джинсы или "Мальборо". По большей части это были меломаны неплохо разбирающиеся в музыке.
Поскольку советский гражданин не мог официально купить интересующую его запись, путь меломана лежал на "черный рынок". Следует знать, что обычный диск "мелодии" стоил 2 рубля 15 копеек. Цена на лицензионные диски варьировалась от 2,7 до 4 рублей. А вот у "пластоманов" цены были совершенно иные. Если цена на исполнителей средней руки начиналась от 10 рублей, то югославский винил с "Deep Purple" стоил уже 40 рублей, а цена на новенький альбом "Space" могла дойти до 120 рублей. Примерно 120 рублей получал в месяц молодой специалист с ВУЗовской скамьи, так что цены были изрядные.
Сказать, что "пластоманов" интересовала только нажива нельзя - зачастую эти люди просто выменивали имеющиеся диски на те, которые им нравились. Но беда была в том, что цены не совпадали и приходилось доплачивать рублями. А это уже фарцовка, для которой в уголовном кодексе Советского Союза имелась особая статья. Была, конечно, и прямая продажа дисков.
Поскольку есть уголовная статья, то и случалось продавцам попадаться в руки правоохранительных органов. Дальше начинались допросы, которые нередко завершались "исправительными" работами на стройках народного хозяйства великой страны или тюремным сроком с конфискацией имущества. Прекратились аресты только во время перестройки, когда статья за спекуляцию волшебным образом исчезла из уголовного кодекса. А вскоре страну наводнили пиратские записи низкого качества.