Найти тему
Канал историософа

КАТЕГОРИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ АНАЛИЗА ЯВЛЕНИЯ «ВОЙНА» Часть 3

Предыдущую часть Вы можете найти здесь...

Война как продукт совокупности воль субъектов действия.

«Война - это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю».

«Страсти, разгорающиеся во время войны, должны существовать в народе ещё до её начала» (Клаузевиц)

ИФ, рассматриваемый в ракурсе совокупности атомарных ИС, есть, т.о., в том числе и продукт совокупности воль субъектов действия (АДО), совершающих определённые действия, направленные на преобразование окружающей их действительности (в случае с войной – на преобразование действительности посредством осуществления деструктивного поведения).

Приведённую выше цитату целесообразно декомпозировать на составляющие её смысловые блоки:

а) наличие двух (или более) противников, вступающих, как указывалось выше, в противоречие;

б) наличие у указанных выше противников субъективных воль, диктующих их целеполагание;

в) осуществление ими деструктивного (девиантного) поведения (совершение обоюдных актов насилия) с целью добиться достижения собственных целей в ущерб целям контрагента[1].

Наличие у противоборствующих сторон субъективных воль, объединённых единым объектом и побуждающих их ко вступлению в конфликт, является здесь важнейшей причиной его наличия. Так, к примеру, воля Агамемнона, направленная на разрушение Трои, нуждалась, как минимум в подкреплении её со стороны: а) воль ахейских царей ко вступлению в военный союз, и б) воль ахейских воинов, мотивированных на начало определённых видов деятельности (выступление в поход, боевые действия и пр.). Собственно, ИФ (Троянская война), следовательно, также являлся продуктом совокупности воль ахейцев – от царей и рядовых воинов до нонкомбатантов (граждан полисов, мотивированных на пассивную поддержку боевых действий) – направленных на совершение определённого рода ИС, в совокупности своей получивших в рамках χ₂ наименование «Троянская война».

Субъекты деятельности при этом действовали как единое АДО, члены которого объединены единым ценностным и мотивационным базисом. Маргинальные воли отдельных индивидов из числа ахейцев, действовавших вопреки аксиологическим и мотивационным установкам АДО, оказались не в состоянии подвергнуть корректировке магистральный вектор приложения усилий ахейцев. ИС, т.о., оказалось сконструированным под влиянием единого магистрального вектора, вобравшего в себя индивидуальные воли членов АДО и созданного направленной определённой целью приложением воль индивидов. Индивиды же здесь были объединены не только, как указывалось выше, едиными ценностными и мотивационными установками, но и общими культурными, языковыми, психологическими и иными характеристиками, выступив как социум, осознавший свою идентичность перед лицом «другого»[2].

Интеграция индивидов на основе единого аксиологического и мотивационного базиса а АДО осуществляется здесь, по нашему мнению, в соответствии с принципами генезиса «общественного сознания» (ОС), сформулированными Альфредом Фулье в работе «Современная наука об обществе», в рамках которых, под ОС понимается объединение индивидов на основе исключительно «единства объекта и цели, но не единство субъекта; ибо здесь множество субъектовъ, сознавая каждый самаго себя и другихъ, сознательно и свободно вступаютъ в ассоцiацiю»

[1] Важно отметить, что субъектный состав участников войны, рассматриваемый на уровне ИС и на уровне ИФ, может существенно различаться. Наличие пороков воли хотя бы у одной из сторон конфликта может привести последнюю к участию в войне, противоречащей данной стороны интересам, что можно диагностировать, как правило, лишь ретроспективно, находясь в когнитивном поле χ₂. В этом случае действительным «противником» стороны А следует считать не сторону В, в отношении которой совершаются акты насилия, а некую сторону С, посредством пороков воли управляющую стороной В для достижения собственных интересов. Так, к примеру, участие России в экономической войне против наполеоновской Франции («континентальная блокада») объективно противоречило интересам России, но осуществлялось в русле интересов третьей стороны – Великобритании.

[2] Не случайно, что именно Троянская война стала одним из важнейших ИФ (в том числе и в культурном контексте), объединивших греков и позволивших им осознать себя в качестве единого общества.