Сегодня у нас очень необычная ретро-среда. Мы поговорим не об играх, а о популярных прогах для игр того времени. Связаны они довольно с щекотливой темой, а именно с читами и прочими плюшками, которыми многие школьники того времени не брезговали пользоваться. Читерство я сам лично не одобряю, но тогда оно не приносило таких проблем. Как правило ими пользовались в своих личных целях, дома, уютненько, проходя игры соло. Современный читер улыбнется: зачем проги какие-то, вон, трейнер скачал, и погнали. Я уже не буду повторяться и говорить о том, что доступа к Интернету практически ни у кого не было. В Москве, конечно, были клубы и Интернет-кафе, но в области глубинках с этим пришлось туговато. Поэтому некоторые издательства просто озолотились на книжках, связанных с руководствами, прохождениями и кодами. Вспомните сколько книг для одной Playstation было) Но порой инфа там была достаточно избирательна и не по всем играм. Тут на помощь приходили игровые журналы. Самое главное - купить номерок с диском, так как на диске была самая ценная информация: кучи утилит, модов, и конечно же эти программы. Итак, давайте вспоминать.
Dirty Little Helper
Dirty Little Helper - она же DLH, она же дословно "Маленький грязный помощник". Немецкая програмка, представляющая собой базу из игр. Вообще у DLH богатая история, даже спустя 20 лет они до сих пор функционируют, понятное дело, что сейчас та база нафиг никому не сдалась, просто сайт превратился в игровой портал. А так, давным давно именно из-за недоступности Интернета была и создана эта база. Изначально она пополнялась, благодаря информации с винрарной сети Usenet, которая поступала новостными блоками. Основным источником информации были студенты из США, благо их технологии и наличие более-менее стабильного соединения позволяли самыми первыми узнавать о новых читах. Впоследствии, проект становился все более успешным и на пополнение базы подключилась вся Европа, благодаря Fidonet(нашумевшая в свое время международная сеть, которая работала через канал телефонной линии). Так фидошники быстро разнесли программу по всем странам, после чего ее заметил один программист и сказал: "Контент хороший, а база отвратительна. Я помогу вам ее переделать". Спустя месяц DLH стала удобной программой с функциональными модулями, которые можно было обновлять. Обновления выпускались постоянно. В дальнейшем, с развитием технологий, Dirty Little Helper стала одной из крупнейших онлайн-баз по читам. Посещения сайта достигали до миллиона уникальных посетителей в месяц.
Что касается самой программы. Все просто: слева в синем окне был список игр, выбираешь ту которая нужна и если она кликабельна, смотришь информацию. Туда скидывали и обычные коды и шестнадцатеричные(о них чуть позже). Проблема в том, что базу постоянно приходилось обновлять. А так как по сети это было сделать невозможно, каждый месяц идешь и покупаешь "Игроманию", с диска ставишь обновление и вот у тебя уже есть свежая инфа.
СheMax
Cheats Maximal - наш ответ немцам. Авторы базы - программисты из России, Украины и Латвии. В отличие от предыдущих товарищей, судя по материалам, представленным у них на сайте, разработчики не спешат делиться историей создания своей базы, как бы мне не хотелось написать о них поподробнее. Но, если эта статья до них дойдет - я всегда готов вас послушать:) В базе находятся только читы и коды для игр. Без подсказок, солюшенов и прочих материалов, которыми полон, например портал Gamefaqs или в том же DLH можно было встретить что-то подобное. Было выпущено несколько версий(CheMaxRus, CheMaxFC(для консолей), а также приложение для смартфонов CheMax Mobile) Отдельно заслуживает внимания CheMaxRus: здесь присутствует информация не только по отечественным играм, но также игру можно найти по названию которое дала локализация. Руководства по читам почти из 14 000 игр полностью переведены на русский язык. Как переводчик по основной специальности могу сказать, что ребятами была проделана нереально кропотливая работа, что достойно уважения. Если к играм есть имелся трейнер на сайте, то это указывалось в окошке игры.
Сайт живет и процветает до сих пор, а количество игр в базе, согласно информации на нем, количество представленных игр достигло отметки свыше 20 000. Распространялась база также через "Игроманию", програмку можно было скачать с любого их диска начала нулевых с 2001 года.
Magic Trainer Creator
Еще одна винрарнейшая программа от Corsica Productions. Если использование информации предыдущих прог вызывали некоторое чувство стыдливости внутри, то MTC позволяла почувствовать себя немножечко хакером. Суть в чем: запускается игра, берем ручку и записываем параметры, которые хотим поменять. Потом непосредственно запускаем програмку. Выбираем файл игры и ищем нужную нам цифру. Программа находит среди шестнадцатеричных кодов попавшуюся комбинацию, изменяем ее проверяем, подошло число или нет. Если параметры измеряются полоской, то необходимо было искать знаки +, - и =. Так, методом научного тыка можно было как прописать необходимые параметры, так и наглухо запороть игру. Поэтому каждый раз перед началом манипуляции необходимо было оставлять резервные копии игры. Чтобы ничего не напутать, в журналах того времени постоянно публиковали шестнадцатеричные коды для игр. Даже печатали руководство по пользованию. Теоретически с помощью этой программы можно было создавать трейнеры и патчи, но программа была реально не для средних умов.
Проблема этой проги заключается в том, что она заточена только под операционки не выше 9X. Но, с другой стороны на тот момент стало выходить очень много современных шестнадцатеричных редакторов, и постепенно Magic Trainer Creator осталась только в ностальгических воспоминаниях геймеров прошлых лет.
Art Money
Наша отечественная программа, написанная Артемом Михайловым. Функционирует аж с 1996 года. Имела огромную популярность среди российских читеров. Тоже работает с изменением значений в играх. Примечательна тем, что найдя нужные значения из игры их можно перетащить в правое окно и делать с ними все, что душе угодно. В проге очень хорошо проработан поиск: не нужно искать одни и те же числа по сто лет и менять их, надеясь на удачу. Готовые таблицы можно было сохранять, загружать, делиться с друзьями. Одна из самых важных функций программы - это возможность частично изменить адреса, ставшие нерабочими в результате перемещения на другой уровень, например. Остальное программа проворачивает за вас.
На официальном сайте есть целая база готовых хаков по играм, чтобы не заморачиваться. Благодаря русскому интерфейсу и очень подробному руководству программа стала очень успешной, а программист основал свою фирму и выпустил платную версию Art Money PRO. Ну а что, если дело живет до сих пор, почему бы на нем не зарабатывать?
GameShark и Взломщик кодов.
А как же "темные делишки" проворачивались на старых консолях? Существовало два варианта: Gameshark для Запада и популярный у нас "Взломщик кодов 9000". Изначально устройство для взлома игр на Западе выпускала компания InterAct. База первой GameShark насчитывала порядка 4000 кодов для игр при первом релизе. Более того, плата позволяла смотреть файлы на дисках оригинальной игры, картинки, ролики и прочие медийные вещи. Как только GameShark поступила в продажу, все игровые журналы начали публиковать новые коды для игр. Чтобы поддержать интерес к своему продукту, создатели выпустили небольшую брошюрку Dangerous Waters, с новыми кодами, которые можно было добавить в базу. К 99-му году издание стало цветным, а позже и вовсе доросло до собственного журнала Game Shark Magazine. В дальнейшем были выпущены устройства для Game Boy, Dreamcast, PS2, Nintendo 64 и т.д. Recoton, которые были материнской компанией InterAct обанкротились и бренд купили Mad Catz, которые отказались от базы читов, вместо этого они запустили сервис, позволяющий скачивать и обмениваться "сохраненками" в играх. Конечно, же это вскоре перестало быть актуальным, так как появились облачные сервисы и "акула" канула в лету.
Что касается "Взломщика кодов 9000". Представлял собой диск с базой кодов и специальную карту для активации. Фактически, это была просто карта памяти, которая вставлялась в консоль. Перед тем как запустить игру, ставился диск "взломщика", выбирался нужный код, а затем вставлялся диск с оригинальной игрой и все работало. Также можно было добавить коды из книжек и журналов. Как вариант с его помощью можно было залезть в секретные места игр и неплохо поэкспериментировать с инвентарем. Насколько мне известно, часто встречались подделки, что неудивительно для того пиратского времени. Сейчас до сих пор этот диск с карточкой можно встретить на частных торговых площадках нашей страны. Поностальгировать сейчас всем хочется!
Лично у меня всегда было скептическое отношение к этим программам. Быть может, потому что я в те годы помимо шутеров еще увлекался квестами, а там уже никак ни "начитеришь". Сейчас мое мнение по этой теме следующее: коды и трейнеры имеют право на существование, если ты прошел игру и тебе хочется посмотреть все тайные уголки и поэкспериментировать. Играть в God Mode вообще неинтересно, ведь по факту теряется смысл. Ну а про мультиплеер я вообще молчу. Гнать поганой метлой таких! И вообще, играть нужно честно.
Большое спасибо, за то, что дочитали до конца! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше новостей игровой индустрии.