Итак, сегодня в России – День молодёжи! Мероприятие учредил Первый Президент Ельцин, а третий президент Медведев высказался так: «Молодежь – это самая активная и мобильная часть общества, которая быстрее адаптируется к изменениям, легче усваивает новые знания…» (Тут важно заметить, что не так давно ВОЗ милостиво продлила молодость до сорока четырёх – а вот уж после сорока пяти…)
…Впрочем, ничего особенного – наступит «средний возраст» – и продлится аж до шестидесяти… некоторые злые языки связывают этот «аттракцион неслыханной щедрости» с нежеланием платить пенсию… но не будем сегодня об этом… Мало ли прекрасных молодых людей празднуют, не особо задумываясь о кем-то придуманном рубеже в сорок четыре?.. И это замечательно! Нельзя не согласиться с малоизвестной у нас австрийской писательницей позапрошлого века Марией фон Эбнер-Эшенбах: «Человек сохраняет за собой молодость, пока он бывает способен чему-нибудь учиться, принимать новые привычки и терпеливо выслушивать противоречия». В том же духе гораздо раньше высказался Цицерон: «Хвалю юношу, если в нём есть что-то от старика, и старика, если в нём есть что-то от юноши; кто следует этому правилу, тот состарится телом, но не душой».
…О молодости сказано немало – как водится, мнения зачастую расходятся, но сегодня сосредоточимся на оптимистичных. «Когда человек молод, каких только печалей не поможет ему одолеть целая ночь здорового сна», – замечает известный автор приключенческих рассказов Брет Гарт. Заявление А. С. нашего Пушкина короче – но в том же духе: «Молодость – великий чародей».
«Молодость – это мечта. Это – вера. Это – тяготение к подвигу. Это – лирика и романтика. Это – большие планы на будущее. Это – начало всех перспектив», – пожалуй, основоположник отечественной педагогики Ушинский как-то чересчур восторжен, нет?..
…Лев Толстой, в своей привычной манере, формулирует так: «В молодости все силы направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста».
«Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала», – утверждает Гёте. «Никто не ощущает, как уходит молодость, но всякий чувствует, когда она уже ушла», – стоически замечает Сенека Младший. Наконец, Бэкон с некоторым осуждением заявляет: «Молодые люди более склонны изобретать что-то, чем судить о чем-то, осуществлять, чем советовать, носиться с разными прожектами, чем заниматься определенным делом».
P.S. ...Сдаётся, именитому философу к моменту произнесения этой брюзгливой сентенции было немало лет… (Он прожил шестьдесят пять – немало для своего XVI века). Разве может быть что-то лучше молодости?.. Впрочем, это – совсем другая история.