До Киевской Руси существовало множество славянских протогосударств - это, прежде всего, государство Само с одноименным лидером, Карантания, что располагалась в альпийском регионе и первое Болгарское царство (вероятно, о первых двух вы вообще могли не знать). Однако все эти государства сложно назвать действительно первыми славянскими государствами: держава Само продержалась от силы 35 лет, а правитель являлся предположительно купцом франкского происхождения; Карантания, в свою очередь, была союзом славянских племен, не имевших центральной власти, а в придачу ко всему прочему они так же, как и держава Само, быстро распалась под ударами немцев и франков; первое Болгарское царство вообще сложно назвать славянским – это скорее была сборная солянка из племен тюрков, фракийцев и славян.
Потому вполне логично утверждать, что первым славянским государством была Великая Моравия. О ней и пойдет речь.
Как появилась Моравия?
Поначалу на территории будущего Моравского княжества существовало вышеупомянутое государство Само. Это был союз славянских племен, целью которого была защита от нападений франков и аваров, а также набеги за вкусным гешефтом. Как я говорил в предисловии, это государство продержалось ровно столько, сколько был при власти и жизни его единственный правитель: утратив своего предводителя, славяне тут же потеряли все свои полимеры и пали под натиском аваров.
На протяжении существования конфедерации Само славяне активно заселяли территории нынешней Чехии, Словакии и польского исторического региона Силезия. Самой развитой областью оказалась, как ни странно, южная Моравия: в этой области позже было обнаружено огромное количество сел, градов и крепостей. В общем, можно утверждать, что именно южная Моравия в те времена была аля Москвой, которую окружала Московская область.
Достоверно неизвестно, когда именно появилось Моравское княжество и кто его основал. Впрочем, имеются сведения из франкских источников, что в 822-м году от Рождества Христова моравы принимали участие во Франкфуртском сейме, что говорит еще и том, что Моравское княжество было включено в состав Франкского государства на правах вассала: моравский князь обязывался отсылать дань восточно-франкскому королю, а в случае войны присылать вспомогательный военный отряд. Вполне очевидно, почему Моравское княжество оказалось под влиянием именно франков: вероятно, у моравов был выбор — или быть под франками точеными, или под аварами... В общем-то, им было лучше подчиниться более развитыми соседями, чем дикими варварами.
Вдобавок, франкские архивы, а именно баварский трактат "Обращение баварцев и карантан" упоминает в то же время первого известного князя Моравии Моймира I, который, следовательно, и основал династию Моймировичей.
Становление Великой Моравии
Но самое веселое заключалось в том, что Моравское княжество, как славянское государство, должно было бы быть самым непокорным из всех феодальных уделов Восточно-Франкского королевства. Вопреки ожиданиям, Моймир I оказался покорнее всех иных франкских феодалов. Видимо, у моравского князя присутствовал здравый смысл: только при крышевании какого-то мажора, например, короля Людовика II Немецкого, можно быть уверенным в том, что присоединение ближайших земель не будет встречено враждебно. А чтобы его власть над этими землями вообще никто не мог оспорить, он принял в 831-м году христианство римского обряда.
Естественно, такая политика принесла новому княжеству плоды, учитывая то, что Аварский каганат уже скатился ко дну Дуная: Моймир сумел выгнать своего родича Прибину с Нитрии (ныне это западная часть Словакии) и поглотить ее, а также захватить земли Нижней Австрии.
Даже несмотря на верность Моймира, восточно-франкский король опасался могущественного князя и на то были основания: рано или поздно если не сам Моймир, то его будущие преемники могли нанести удар в спину. Потому король, найдя мелкий повод, уличил Моймира в желании отложиться от королевства, направил в Моравию свое войско, скинул того с престола, а на его место поставил его племянника Ростислава, а от Моравии отделил Нитрию.
Надеясь на благодарность за отданный престол, Людовик II полагал, что Ростислав будет верным и вскоре начнет представлять интересы франков в центральной и восточной Европе, пока сам он будет бороться со своими родичами. Эх, а лучше бы не лез Людовик II в Моравию вовсе, ибо он посадил на престол отнюдь не белого и пушистого песика, а настоящего свирепого и серого волка. Ростислав был свободолюбивым, и ему совсем не нравилось, что его княжеству навязываются франкские интересы. Потому он заключил союз с Византией и болгарами, а после всячески ставил палки в колеса Людовику в междоусобной войне, предоставляя убежище его соперникам. Еще Ростиславу и вовсе не симпатизировало то, что христианство исповедуется на непонятном для его подданных языке, и потому он обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать ему миссионеров для обращения всей Моравии в христианство восточного обряда.
Византийский император принял просьбу и прислал князю известного нам священника Мефодия и его брата Константина. Как результат, Моравия конвертнулась уже второй раз: сначала из язычества в христианство римского обряда, а потом из христианства римского обряда в греческий. Короче говоря, хотел Людовик сделать для себя как можно лучше, но, как говорят в народе, "вышло как всегда".
И это все побудило Людовика собрать заново свое войско и в 855-м году отправиться походом в Моравию, чтобы показать Ростиславу, где варвары зимуют. Он двинулся из Баварии в резиденцию князя Ростислава - в Девин, что являлась на тот момент столицей Моравии.
Опять-таки, правило "хотел как лучше, а вышло как всегда" сработало на Людовике II: не только Ростислав сумел отразить нападение войско Людовика, но и разбить его, а после еще и пойти походом на приграничные земли Баварии и, в довершении всего, разграбить их.
Немного позже после этого, Ростислав присоединил обратно Нитранское княжество и по всем владениям воздвиг множество крепостей, дабы франкам неповадно было зариться на землю моравскую. Таким образом он сформировал наконец-то Моравию. Великую Моравию.
Великая Моравия при Святополке
Людовику так и не удалось утихомирить Ростислава, пока однажды его племянник Святополк не вошел в сговор с ним. Святополк в 870-м году захватил Ростислава и отослал его в Регенсбург. Там же состоялся и суд, где за измену Ростиславу грозила смертная казнь. Но Людовик помиловал его и смягчил наказание — ослепил и отправил в монастырь.
Людовик на сей раз учел ошибки прошлого и Великую Моравию поделил на две части: Западную Моравию со столицей Велеградом, где должны были править франкские ставленники, и Восточную со столицей в Нитре, где должен был бы править сам Святополк. Но Святополк не согласился с таким раскладом, за что его, а также миссионера Мефодия, который поддерживал Святополка, заточили в тюрьму.
Казалось бы, Людовик словил profit, ведь теперь Моравия под его контролем, но снова сработала эта мерзкая пословица: "хотел как лучше, а вышло как всегда".
Дело в том, что год спустя моравский народ под предводительством удельного князя Славомира поднял восстание. Людовик послал в моравские земли карательную армию, но она была разбита вдребезги Славомиром. Людовику следовало искать иной путь решения проблемы...
И потому, чтобы подавить восстание и узаконить власть франков над Моравией, Людовик отправляет вторую армию во главе... С освобождённым Святополком!
Но Святополк отчетливо понимал, что на чужих мечах своего царства не построишь, и потому, когда он вместе с франкской армией вступил в Моравию, начал вести тайные переговоры со Славомиром. Последний же признал власть Святополка и передал командование моравской армией Святополку. Вскоре Святополк разгромил армию франков и окончательно выгнал их из Моравии. За это моравский народ признал Святополка своим князем. Это фиаско, Людовик, увы.
В следующие три года Людовик пытался вновь и вновь вторгнуться в Великую Моравию, однако его амбиции и армия разбивались об каменные стены крепостей, которые были застроены Ростиславом, а позднее и Святополком, и в 874 году Людовику пришлось согласиться на мир, заключенный в Форххайме: Святополк лишь формально признавал верховенство государства Людовика и обязывался отдавать ежегодно номинальную дань.
Можно сказать, что Святополк "скатилси, втратив незалежнысть", но на самом деле это был вполне грамотный ход: нежели воевать с франками, имеет смысл начать расширение своих собственных земель, дабы обрести реальное могущество. Так и поступил Святополк: после подписания мирного договора он развернул активную экспансию во все стороны. Она проводилась успешно за счет культурного и технологического превосходства Моравии. Без труда Святополку удалось подчинить Силезию и Малую Польшу на севере, присоединить княжество Пржемысловичей (сейчас это территории исторического региона Богемии) на западе, захватить Паннонию на юге, а также разгромить и захватить земли болгар на юго-востоке, которые нынче являются территориями Венгрии, Словакии и Подкарпатской Украины. К тому же ему удалось навязать подданство карантанским и лужицким племенам на юге и севере соответственно, и, как результат, государство Святополка расширилось в 3-4 раза. Также, в 880-м году Моравия признала верховенство Папы Римского над Моравией. Это означало, что Восточно-франкское королевство и Великая Моравия были наравне, и Святополк стал, таким образом, rex-ом (то есть королем), что дает право говорить о Великой Моравии уже не как о княжестве, а как о королевстве.
Помимо захватнической политики Святополк занимался военной и церковной реформами. Святополк, с одной стороны, успешно проводил военную реформу, увеличивая и модернизируя свою армию. С другой же стороны, Святополк проводил крайне непоследовательную церковную политику. Ему далеко не импонировало строгое христианство греческого обряда, которое устанавливало ограничения в большинстве сфер жизни князя. Например, ему по религиозным правилам воспрещалось многоженство, а также он обязан был соблюдать церковные посты. Вчерашнему язычнику такие правила казались ненужными, а тем временем римская церковь предлагала более комфортный для короля вариант, толерантно относясь к языческим традициям. Поэтому позже отношения Святополка и Мефодия обострились, а после смерти миссионера моравский король вообще изгоняет из своей страны его последователей и приглашает на их место папских легатов. Уже третий раз Моравия, в результате подобных манипуляций, конвертнулась обратно в христианство римского обряда.
Великая Моравия после Святополка. Её закат
К сожалению, в 894-м году Святополк умер, оставив после себя троих сыновей. Он завещал им бороться против немцев и франков и ни в коем случае не встревать в междоусобные конфликты. Великая Моравия по наследству делилась на три части: вся Моравия как королевство передавалась под владения Моймира II, второй сын, Святополк II, получил удельное Нитранское княжество, а третий сын Предслав начал править в Братиславском регионе. Кстати, есть предположение, что славянские грабли под названием "разделись и слейся" были придуманы именно моравскими королевичами: Моймир II и Святополк II повздорили, поскольку Святополк не желал подчиняться старшему по титулу Моймиру. Этим конфликтом воспользовались немцы и франки, поддержав Святополка и, в конце концов, началась братская междоусобица, которая привела к распаду Моравии.
Но вы подумаете, что в распаде королевства, прежде всего, виноваты франки и немцы, впрочем, это не совсем верно. Окруженные горами, немцы не могли так просто вторгнуться и разбить моравов — опасность поджидала с юга...
Заняв долину Дуная, новоприбывшие мадьярские племена сформировали союз. Сперва отношения моравов с уграми (суть мадьярами) были теплыми, но позднее отношения обострились, и угры начали регулярные набеги на моравские земли, изрядно опустошая их.
Моймир II, понимая опасность, исходящую от угров, решил дать им отпор. Правдами-неправдами, а он сумел собрать войско: Моймир даже сумел помириться со Святополком, хотя многие земли, в том числе Лужицы, Богемии, Малой Польши и Силезии уже вышли из-под контроля Моравии. Они, вместе с баварцами, которым мадьяры тоже насолили, двинулись на венгерские территории, где состоялась битва под Прессбургом(Братиславой). В этой битве немцы и моравы были на голову разбиты уграми, а король Моймир и князь Святополк погибли. С их погибелью Моравское королевство распалось, а на его руинах воцарилось новое государство - Венгрия.
И все-таки прав был Наум в своем писании: «А Моравскую державу, как предрекал святой Мефодий, скоро постигла Божья кара за грехи против закона, за изгнание их, правоверных отцов, за принятие еретиков, которым поверили. После немногих лет пришли угры, заняли их державу и опустошили ее»
Культурное и историческое значение Великой Моравии
Тем не менее, Моравия все же внесла огромный вклад в развитие славянской культуры и славян в целом.
Моравия долгое время была главным центром развития славянской письменности. К тому же, это королевство было центром христианизации славян в центральной Европе и Балканах. Мало того: археологи по всей Моравии и западной Словакии до сих пор находят руины высокоразвитой (по меркам средневековья) архитектуры. А еще, вдобавок, трудно было найти в то время не то что в Центральной, но и во всей Европе искусных ювелиров, кроме как в Моравии, а методы создания ювелирных изделий моравов до сих пор до конца не изучены и ныне.
Все это дает нам возможность утверждать, что Великоморавское Королевство — это действительно первое славянское государство, со своей собственной культурой, отчасти сравнимой с некоторыми странами Западной Европы.