Не важно, для чего нужен велосипед – хотите избежать пробок или ведете здоровый образ жизни. В обоих случаях потребуется знать, как правильно ездить на велосипеде. Иначе никак. Если велосипед становится частью жизни, приходится думать, как проехать 20 километров и не устать. Не стоит думать, что расстояние завышено. По городу можно столько за день накрутить, что о-го-го! Устанут и руки, и ноги, и, простите, ягодицы :)
Правила комфортной езды на велосипеде
Так что озаботиться регулировкой руля и сиденья придется. Это как минимум. Первым делом займемся седлом. Переведите одну педаль в нижнее положение и сядьте на велосипед. Нога, лежащая на нижней педали, должна быть чуть согнута в колене. Плохо, если нога полностью прямая, а сильно согнутая еще хуже. Ноги будут быстро уставать. Попробовав несколько позиций, поймете, как сидеть на велосипеде правильно.
ИНТЕРЕСНО. Помните кадры первых черно-белых фильмов, где показаны несуразные велосипеды с огромным передним колесом? Называлась конструкция «пенни-фартинг». Смысл названия прост – оба слова английские монеты. Один пенс значительно превосходил по размерам мелкий фартинг. Так и привязалось название.
Главное не забыть, что есть специальная отметка, выше которой выдвигать штырь седла нельзя. С рулем не такая однозначная ситуация. Многое зависит от типа велосипеда. У горных и дорожных велобайков руль должен быть чуть ниже уровня сиденья. Это связано с балансом и аэродинамикой. А на обычном городском велике руль выставляется немного выше седла. Такая конфигурация снизит напряжение в мышцах спины.
Давление в шинах
Помните, как в детстве мы проверяли давление в колесах? Поработали качком, сжали пальцами покрышку сбоку. Не смогли прожать – накачали. Смогли сжать пальцы – качаем дальше :) Удивительно, но многие и сейчас накачивают шины именно так. и не только обычные круизеры, горные байки и шоссейники то же. Неправильный подход, да и опасный к тому же. Ради любопытства посмотрите на маркировку покрышек сбоку.
К примеру, на шинах для горного велика не редкость указатель требуемого давления в 3-4 бара. Дедовским способом до такого не накачать. Рекомендуем обзавестись компрессором для автомобиля или, в крайнем случае, «лягушкой». Главное, чтобы устройство было с манометром. Попробуйте разок последовать советам производителя. Сразу убедитесь насколько легче ехать. Вот только не нужно излишнего рвения. Перекаченые колеса будут жестко отдавать неровности дороги в руль и седло.
СОВЕТ. Регулируя высоту руля, уделите внимание тросикам тормозов и переключения передач. Они должны остаться в свободном состоянии, без перекручиваний, спутывания между собой и изломов. Закончив изменять высоту, проверьте, дотягиваетесь ли вы до тормозных рычагов и манжеток передач.
Для асфальта или бетона одно давление, для грунтовки – другое. Поэтому первым ответом на вопрос: «Как правильно ездить на горном велосипеде?» – будет «Накачиваем шины до нижнего предела». Покрышка мягче сцепляется с дорогой, не так чувствуются неровности. В общем, амортизация намного лучше. В городских условиях рекомендуем качать до верхнего предела. По асфальту такое колесо легче катится. Значит меньше крутить педали :)
Не забывайте о собственном весе и дополнительном грузе. Чем больше нагрузка на велосипед, тем выше должно быть давление в колесах. Теперь немного о покрышках. Дешевый велосипед – дешевые шины. Но это не значит. Что ничего нельзя сделать. Пусть в целом велик бюджетный, никто не запрещает поставить продвинутую резину. Разок потратитесь, зато здорово облегчите себе жизнь.
Если говорить о брендах, то хорошо себя показали изделия фирм Kenda, Continental, Maxxis, Michelin и Schwalbe. Не удивляйтесь, увидя известных производителей резины для авто. Принцип работы колес один и тот же. Не обязательно сразу покупать премиум покрышки. Все же дорого, а вот сделать себе родному подарок на какую-нибудь дату вполне реально :) Тем более что лучше вложиться в здоровый образ жизни, чем в лекарства.
Как правильно кататься на велосипеде. Переключение передач
Если привыкли в авто с механической коробкой, забудьте. Это вам велосипед, и скорости переключаются иначе. Кстати, многие спокойно гоняют, не используя эту полезную «фишку». А ведь скоростей минимум штук двадцать! Странно ездить на одних «звездах» и в гору, и с горы. Еще страннее покупать такой велик и не пользоваться преимуществами. Советуем использовать возможности своего «коня».
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ… что рекорд скорости на велосипеде установлен в 1995 году голландцем Ромпельбергом? Правда, были предприняты мероприятия по снижению сопротивления воздуха, тем не менее, скорость составила почти 269 километров в час. Не каждое авто на такое способно. В 2009 году в Штатах установили рекорд на лежачем велосипеде – 133 с небольшим километра в час.
Почему это так важно? Причин несколько:
- Правильное использование передач снижает износ звездочек заднего колеса. Реже менять придется;
- Правильное распределение нагрузки позволит меньше уставать;
- По утверждениям медиков коленные суставы лучше себя чувствуют при быстром движении с меньшей нагрузкой. Если велосипедист выкладывается по полной, тем более стоя - это сильно бьет по суставам.
Кстати, термин «каденс» означает частоту вращения педалей. Оптимальным считается частота в пределах 85-100 оборотов за минуту. Усевшись на велик впервые, поддерживать такой каденс непросто. Начинающим подойдет более простой способ – выберите передачу, при которой ноги будут работать с меньшими усилиями. Забудьте про мифы, типа под нагрузкой мышцы лучше качаются. Бред. Много времени не выиграете, а суставы испортите.
Техника езды на велосипеде включает в себя правильное переключение передач. Рекомендации не сложные:
- Переключаемся, не прекращая крутить педали. Усиливать или ослаблять нажим не стоит, крути равномерно. Это позволит заднему переключателю и цепи прослужить подольше. Возможно с первого раза не получится :) Немного потренируетесь и будете переключать скорости на раз;
- Если скорости переключаются не сразу, с трудом или смазано – скорее всего растянулся тросик или сбиты настройки. Тут у нас два варианта: регулируем механизм переключения самостоятельно или обращаемся в мастерскую. Если не уверены в собственных силах, советуем обратиться к специалисту;
- Теперь о взаимодействии передних и задних звезд. Не используйте комбинации «малая – малая» или «большая – большая». На ровных участках такие варианты не оправдывают себя, а нагрузка на механизм повышается;
- Техника педалирования на велосипеде зависит от типа дороги. Используйте малую звезду спереди для крутых подъемов или для передвижения по песку. Большая задняя звездочка используется для набора скорости по прямой или на спусках.
- Советуем переключать передачи заранее перед сложными участками. Смена скоростей на склоне увеличивает нагрузку на механизм;
- Езда в городе редко требует больших усилий. Выставите переднюю среднюю звезду. Забываем про передние передачи и концентрируемся на задних, за исключением крайних.
Если соблюдать такие сочетания, велосипед прослужит долго и верно. А вот «насилие» приведет к растяжению цепи, соскокам или заклиниваниям. А оно нам надо?
ВАЖНО! Комфортная езда зависит от веса… вашего и велосипеда. Если резко похудеть не реально, то правильно собрать рюкзак не так уж и сложно. По возможности откажитесь от разного рода крепежей, тяжелых замков, багажника или здоровенного насоса. Вероятность того, что эти вещи потребуются, не велика. Особенно, если едите не один.
Как правильно педалировать и тормозить
Практически канули в лету модели, у которых задний тормоз запускался педалями. Современные велосипеды оснащены ручными тормозами – с правой стороны заднее колесо, с левой переднее. С первого раза привыкнуть непросто. Советуем приучить тормозить левой рукой. Постепенно действие станет автоматическим, мышцы сами вспомнят, что делать. Заднему тормозу оставляем вспомогательную функцию.
СОВЕТ. Прежде чем задуматься, как научиться ездить на велосипеде на большие расстояния, нужно приучить организм к длительным нагрузкам, научиться чередовать рабочие периоды с отдыхом. Перед длительной поездкой желательно изучить маршрут. Это поможет мышцам отдохнуть между трудными участками.
Помните, блокировка заднего колеса проходит легче. Резкое торможение может спровоцировать заносы и падение. Правда, упасть можно и при использовании переднего тормоза. Наверняка многие «летали» в детстве через руль :) Что простительно ребенку, не позволительно взрослому.
Перед началом торможения привстаньте и немного сместите центр тяжести назад. Вот только не стоит тренироваться на спуске. Пробуйте на ровных участках.
И последняя рекомендация по торможению. Не забывайте про разницу между дорожными покрытиями и про погоду. На грунтовке и песке колеса блокируются иначе, чем на асфальте или бетоне. Про дождливую погоду и говорить нечего. Мокрый асфальт – однозначно более длинный путь торможения и возможность заносов. Проселочная дорога после дождя является сложной трассой. Возможны заносы, скольжения и другие неприятности.
Как кататься на велосипеде в городе
Рекомендаций для поездок в городских условиях немного. Если часто катаетесь за городом, сложностей не возникнет. Главное, СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ! Помните, велосипедист приравнивается к водителю транспортного средства. Так что правила мы обязаны знать и соблюдать.
- Ничто не должно отвлекать внимания от дороги. Откажитесь от портфелей, сумок через плечо и других неудобных моделей. Оптимальный вариант – городской рюкзак. Не мешает движению, не оттягивает плечи, достаточно вместительный;
- Внимательно смотрите по сторонам. В городе много помех движению: автотранспорт, пешеходы, другие автомобилисты. Старайтесь спрогнозировать ситуацию. Заметили желтый сигнал светофора, не рвитесь вперед. Лучше переждать и спокойно поехать дальше;
- Отслеживайте ямы, выбоины и технологические люки;
- Если на дороге есть разметка для велосипедистов, воспользуйтесь. Такой путь безопаснее и на штраф не нарветесь;
- Одевайтесь в свободную одежду. И дело не в том, что в классической двойке смешно ездить на велике :) Узкая одежда снижает реакцию. Выбирайте свободные штаны, джинсы или трико;
- Не опирайтесь постоянно на руль. Держите локти слегка расслабленными. Периодическое изменения угла локтей позволит рукам отдохнуть во время движения;
- И последнее… Поездка на работы, это не занятие спортом. Опаздывать не хорошо, но вставайте вовремя и не придется бешено крутить педали.
Теперь вы узнали, как правильно ездить на велосипеде
Вот, в общем-то, и все рекомендации. Остальное придет с опытом. Чем дольше катаетесь, тем увереннее чувствуете себя на дороге и лучше понимаете велосипед. Не забудьте запастись бутылочкой воды. Если езда занимает больше получаса, то это реально необходимо. Вода важна не только для комфорта, но и для коленных суставов. В городских условиях это не так критично, а для спорта и загородных прогулок – обязательное условие.
Комфортная езда во многом зависит от велосипеда. Конечно, можно рассекать по городу на крутом горном байке. Вот только зачем? Круизеры лучше приспособлены для городских условий. Смотрятся стильно и удобны в эксплуатации. Для поездок в магазин или на работу не требуются навороченные покрышки и безумное количество передач. Оставьте шоссейники и горные модели для других условий.
ВАЖНО! Рекомендуем заранее озаботиться покупкой светоотражающих элементов. Установите один спереди, другой сзади. Так же не помешает одежда, которая будет светиться в темноте. Катафотики сделают велосипедист заметнее в темное время суток. Если часто перемещаетесь поздно вечером или ночью, установите переднюю фару, лучше всего светодиодную.
И не считайте себя важнее автомобилей :) Лучше вовремя показать поворот рукой, чем выслушивать нелестные эпитеты в свой адрес. В лучшем случае. На перекрестках любого значения, при пересечении полос или дороги вертите головой активнее. Совершайте маневр, если уверены в безопасности. Не стоит забывать, что правота в аварийной ситуации, не прибавляет здоровья. Удачи!
Если вам нравятся наши статьи, подписывайтесь на канал ►, ставьте лайк ♥ и делитесь с друзьями!
Спасибо, что вы с нами!