Предупреждение: умеренные спойлеры. Достаточные, чтобы испортить возможное положительное впечатление от сериала.
Рассказ о сериале Твин Пикс начался до создания этого блога. Чтение предыдущих рецензий не обязательно, но оно позволит вам лучше понять некоторые моменты. Всего их было две - на первые два сезона и полнометражный фильм.
С тех пор, как агент Дейл Купер скрылся в Красной Комнате, прошло двадцать пять лет. За это время его злой двойник изрядно подгадил ему репутацию. Разумеется, ни в каком агентстве он уже не состоит, и ведёт антисоциальную жизнь. Накануне 25-летия свободы двойник отчаянно ищет некий таинственный предмет, что позволит ему остаться в мире людей. Когда ему это не удаётся, Купер выходит из Комнаты, что сдвигает баланс сил и самые разные события вдруг начинают происходить. К расследованию странных убийств подключается ФБР, возглавляемые Гордоном Коулом и агентом Альбертом. Сам Купер находится в незавидном положении - он свободен, но находится в состоянии полупаралича. Всё время будто под кайфом, он не способен внятно говорить и действовать, к тому же ситуация осложняется тем, что его принимают за некоего Дагги Джонса, семьянина и бухгалтера.
В сети гуляют самые разные отзывы на возвращение легендарного сериала. Кто-то в восторге, но многие негодуют - и последних я могу понять. Многие ждали возвращения сериала, но никто не ожидал его в таком виде. Для начала - Дэвид Линч отнял у сериала его главного героя. Агент Купер, крайне харизматичный персонаж, с первой и до предпоследней серии будет ходить в состоянии «дрёмы». По сути, одного из ярчайших персонажей сериала сделали дауном. Что можно было компенсировать его злым двойником. Бандит и демон, он мог бы раскрыть образ мистической сущности с новой стороны, но нет. Весь сезон двойник Купера ходит и строит из себя злодейскую версию Мартина Сью. Он самый сильный, самый умный и самый неубиваемый. Ничто его не остановит, кроме глупости людишек, скрывающих загадочное нечто (то-что-нельзя-называть-иначе-все-поймут-что-это-тупой-макгаффин) от него. Приходится их пытать и убивать, после чего двигаться дальше.
Основная сюжетная линия крутится вокруг агентов Коула и Альберта. Они пытаются разгадать серию убийств, не зная, что идут по следу двойника Купера. В процессе они пытаются раскрыть, что же случилось в прошлом, когда Купер охотился за Виндомом Эрлом. В этом им поможет Дайен, которую сыграла Лора Дерн, и это ещё одно разочарование. Её вывели, как очень странного и стрёмного персонажа, и её роль в сериале ничтожна. Даже более того - в старом Твин Пиксе её роль была шире и глубже, хотя у неё там не было ни реплики, ни лица.
Появление Дайен, помимо прочего, рушит конспирологические идеи, крутившиеся вокруг вопроса её существования. Оригинальный сериал создавал впечатление, что Дайен и не существует вовсе, поскольку её имя упоминает лишь Купер и только тогда, когда включён диктофон. И даже если она реальный человек, то это, казалось, должна быть крайне выдающаяся личность, ведь Купер говорил с ней о стольких вещах. О Тибете, о своих мечтах, о своих снах и страхах, о тайнах и теориях. При этом Дейл обращался к Дайен так, будто это частая тема для обсуждения, когда он в офисе. И вот мы наконец увидели Дайен и она ничего из себя не представляет. Большую часть сериала она прячется за маской злой суки, а когда снимает, то под маской не оказывается ничего. Персонаж-пустышка.
Почему унылость персонажей столь важна? Потому что оригинальный Твин Пикс стоял на своих персонажах. Здесь не было проходных ролей, каждый, у кого была хоть строчка в сценарии, был личностью. Каждая следующая реплика могла быть чем-то совершенно неожиданным, пусть даже и не всегда это было так. И вот вернувшийся сериал вводит новых персонажей и возвращается к старым, однако ни за одним не ощущается такого багажа. Некоторые поначалу делают вид, что имеют его, но быстро вскрывается их пустотность. Что вызывает негодование.
Другой отличительной чертой Твин Пикса было то, что в основе своей это была мелодрама. Причём хорошая, если попытаться представить персонажей сериала в виде точек и начать их связывать линиями, то получится безумно сложная сеть. Потому что каждый персонаж так или иначе знает всех остальных. Они переплетены любовными, деловыми, дружескими, враждебными отношениями. Если вырисовывать отдельными линиями ещё и причины, которыми часто выступают третьи лица, то разобраться в этой сети будет невозможно. Однако по ходу сериала все эти связи выстраиваются постепенно, переходя от одного персонажа к другому, и то, как эти переходы и связи были представлены, было действительно гениально. У зрителя в голове эта сеть связей была интуитивно понятной. Ничего подобного нет в новом Твин Пиксе. Новые связи крайне редки и однобоки, а большая часть старых обрывается в пустоту.
Падение качества вышеперечисленных элементов Линч попытался вытянуть за счёт одного единственного фактора - за счёт мистики. Это единственная часть сериала, которая получила развитие в новом сезоне. Вот только уж простите за вульгарность, но Линч просто дрочит на мистику в течение всего сезона. Странные события происходят, чтобы происходить. В оригинальном Твин Пиксе многое было построено на символизме. Какие-то необычные, неожиданные смыслы происходящему придавались за счёт работы оператора, внезапной смены кадра, эффекта Кулешова.* Всё это было сделано метафорично - даже если зритель ничего не понимал, он мог догадаться, на что намекает автор. Мистику оригинального Твин Пикса не нужно было понимать буквально, это было совмещение подсознательных образов и осознаваемой реальности. Когда Твин Пикс вернулся, ничего этого не осталась, вся мистика здесь - это банальная фэнтезя. За ней ничего не кроется. Например, агент, которого раньше играл Дэвид Боуи, превратился в чайник. Зачем? Ну, просто Боуи не смог принять участие. И потому что это загадочно выглядит. В каком-то захолустье на обочине есть не то бар, не то таверна с существами из Чёрного Вигвама. Зачем они здесь, что они тут делают? Да ничего, просто Линчу так захотелось. Красиво же! Ну так да, красиво, но Твин Пикс любили не за это. Как минимум, не только за это.
Наконец, техническая сторона сериала тоже изменилась не в лучшую сторону. Можно предположить, что операторская работа, монтажные выкрутасы и язык визуальных образов в оригинале был результатом нужды. Не было технических средств, и приходилось выкручиваться. Однако результат поражал. Некоторые сцены буквально разговаривали со зрителем, не вовлекая в этот процесс речи. Музыка в Твин Пикс подбиралась тщательным образом и темы Лоры Палмер, Одри и Карлика из Красной Комнаты запускались в строго отведённые моменты, отражая ситуацию. В новом сезоне каждая серия завершается музыкальным номером, который не отражает ничего и никак не включён в сюжет.
Некоторые могут к этому моменту заворчать, мол, я просто ностальгирую по былому. Но для меня Твин Пикс не ностальгический проект, я познакомился с ним всего пару месяцев назад.
Ещё о персонажах. Лично мне абсолютно непонятно, зачем было воскрешать сюжетную линию Лоры Палмер. Она мертва уже 25 лет, и столь же давно мёртв её убийца. К сожалению, Линч слишком привязался к персонажу, да и к актрисе Шерил Ли. Он хотел длить эту историю вечно, о чём неоднократно заявлял, и вот ему дали такую возможность. К сожалению, прошло слишком много времени, сегодня этот сюжет вызывает лишь недоумение.
И последнее. Актёрский состав и выбор ролей. Линч собрал всех, кого мог. Всех, кто дожил. Не согласились появиться в сиквеле лишь двое. Лара Флинн Бойл, исполнительница роли Донны Хейворд, и Майкл Онткин, он же шериф Трумен. И правильно сделали, потому что в результате "Твин Пикс Возвращение" похож на театральный кружок в доме престарелых. Более менее живыми выглядят лишь Уолтер Олкевич (Жак Рено) и Майкл Хорс (помощник Хоук). Это очень грустное зрелище - видеть всех актёров постаревшими не способными выдавать тот же спектр эмоций, что и 25 лет назад. Что забивает гвоздь в крышку гроба - пока выходил сезон, погибли ещё несколько актёров. Так, ушли из жизни Кэтрин Коулсон (Дама с Поленом), Мигель Феррер (агент Альберт) и Уоррен Фрост (Уильям Хейворд, врач семьи Палмер и отец Донны).
Что вызывает отдельное негодование - Линч, похоже, разучился работать с молодыми актёрами. В сериале есть попытки продолжить мелодраматические начинания прошлых сезонов и ввести новое поколение Твин Пикса. К сожалению, сделано это почти никак. За этими сюжетами неинтересно следить, и радует лишь, что их мало.
Поговаривают, что если смотреть сразу Твин Пикс: Возвращение, а уж затем смотреть оригинал, то впечатление складывается иное. Полагаю, тогда сериал воспринимается, как забавное фентези с элементами ужасов. Тогда при переходе на старый Твин Пикс мелодрама и метафоричность воспринимаются, как нечто инородное. Возможно, но тут вот какое дело. Как фентези с элементами ужасов, Твин Пикс ординарен. Таких сериалов и фильмов полно. Те же Волшебники (The Magicians) дают плюс-минус ту же начинку. А вот как один из лучших представителей жанра мелодрама, и как шедевр с точки зрения символизма и технических находок, оригинальный Твин Пикс уникален. Таких сериалов просто нет, что опосредованно доказывается тем фактом, что элементы оригинального сериала кто только не тырил. Персонажей, сюжетные ходы, визуальные образы и я уж не говорю про цитаты. Даже не знакомые с сериалом слышали фразу «Совы не то, чем кажутся». К сожалению, нельзя войти в реку дважды, и попытка Линча сделать это обернулась провалом. Впрочем, это лишь моё мнение — сериал-то порвал рейтинги и Линч делает следующий сезон.
Итог: 2 из 6 - «похоронен под ошибками». Дэвид Линч либо не захотел, либо не смог поработать над сериалом с полной отдачей. Некоторые ещё говорят, что Линч рассорился с Марком Фростом, который был основным сценаристом сериала. Возможно, дело и в этом. Правды я не знаю, но факт в том, что Твин Пикс: Возвращение оставляет впечатление очень ленивой работы, не ценящей своих фанатов и даже собственного труда. Потому что Линч потратил четыре года, чтобы всё отснять и смонтировать, а в итоге получили вот это. Обидно. И грустно.
Система оценок: 6 - гениально; 5 - глубоко копнул автор, стоит разок-другой пересмотреть; 4 - одноразовое удовольствие; 3 - развлечение на любителя; 2 - похоронен под ошибками; 1 - это, мать его, достижение.
* Эффект Кулешова - это когда сопоставление двух рядом стоящих кадров задают настроение, или атмосферу сцены. Актёр может стоять с каменным лицом, но если оно будет сменяться какими-то видами, наше подсознание автоматически начинает совмещать эти кадры. Каменное лицо и котики - умиление. Каменное лицо, сменяющееся колышущимися ветвями - смятение. И так далее.