Популярность киновселенной Марвел сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Связанные между собой фильмы, кочующие из ленты в ленту персонажи, многочисленные отсылки и пасхалки, которые зрители собирают с маниакальным удовольствием - боссы студии Дисней гребут деньги лопатой, все больше и больше актеров А-класса соглашается появиться на экране в роли того или иного супергероя, видеоблогеры снимают тысячи видео из серии "Разбор трейлера << здесь можно подставить название любого прогремевшего на весь Интернет супергеройского блокбастера >>, выискивая все де детали, на которые среднестатистический зритель точно не обратит внимания при первом просмотре.
Однако услышав слово "киновселенная", вряд ли кто-то и подумает о какой-либо иной цепи фильмов, так или иначе связанных между собой, кроме плеяды лент по комиксам Марвел (или в крайнем случае сдует пыль с дышащей на ладан кинематографической вселенной DC, которой Джеймс Ван в настоящее время пытается дать второе дыхание с помощью "Аквамена"). Между тем фанатские теории о том, что фильмы Квентина Тарантино объединены в общую вселенную, появились не год и не два назад. Впрочем, к ним особенно никто не прислушивался, не придавая значения мелочам, которые и заметить-то можно порой, только ознакомившись даже не с самим фильмом, а со сценарием к нему. Да и режиссер не облегчал задачу: никаких комментариев с его стороны не поступало.
И только два года назад во время промо-тура для "Омерзительной восьмерки" - своей восьмой картины - Тарантино подтвердил в интервью для австралийской телепередачи The Project , что фильмы, к которым он приложил руку, действительно связаны.
В действительности существует две отдельных вселенных. Одна из них - "реальная", и мои герои ее населяют. Но также есть и особая "вселенная кино". И действие таких фильмов, как "От заката до рассвета" и "Убить Билла" разворачивается как раз в этой особенной вселенной кино. И когда персонажи "Бешеных псов" или "Криминального чтива" отправляются в кинотеатр, они смотрят там "Убить Билла" и "От заката до рассвета".
Это разделение вполне можно объяснить тем, что, если бандитские разборки и обилие искусственной крови еще как-то вяжутся с реальностью, то вампиры-кулебрас и тайная техника "пятипалого удара" все же больше ассоциируются с чем-то фантастическим.
Перейдем к первому "мосту", который связывает кино и реальность в кинематографической вселенной Квентина Тарантино. Звучит ничуть не хуже, чем сон во сне, кстати. Напоминает нолановское "Начало" с несколькими уровнями сна.
Итак, в "Криминальном чтиве" Миа Уоллес (Ума Турман) делится с гангстером Винсентом Вегой (Джон Траволта) сюжетом сериала, так и не запущенного в производство. Сериал под названием «Команда Лисицы Пять» рассказывал о пятерке хитроумных молодых женщин, каждая из которых была хороша в чем-то.
- Была блондинка, Соммерсет О'нил. Она была лидером. Была японка - мастер кунг фу. Была негритянка - специалист по взрывчатым устройствам. Француженка - по части секса.
- А ты на чем специализировалась?
- На ножах.
Не исключено, что в дальнейшем сериал подвергся доработке и стал фильмом "Убить Билла", а "Лисицы" стали членами банды "Смертоносные гадюки". В блондинке узнается Элли Драйвер, кунг-фу бесподобно владеет О-Рен Ишии, эксперт по взрывчатке стала Вернитой Грин, безымянная француженка - это Софи Фаталь, ну а главную роль в итоге и получила Миа Уоллес, воплотив на экране бесстрашную и мстительную Беатрикс Киддо.
Кстати о ее преданном слушателе Винсенте. Фамилию "Вега" с ним разделил Мистер Блондин из "Бешеных псов" - один из самых жестоких героев фильмов Тарантино, обаятельный психопат и любитель потанцевать под безмятежные песни семидесятых. Виктор "Вик" Вега (Майкл Мэдсен) приходится Винсенту Веге старшим братом, и судьба у них обоих незавидная.
Вик Вега недобрым словом поминает полицейского надзирателя Сеймура Скагнетти. Эта же фамилия фигурирует и в сценарной работе Тарантино - в "Прирожденных убийцах". Детектив Джек Скагнетти, неровно дышавший к Мэллори Нокс, вполне может быть родственником Сеймура.
Имя Мистера Белого - Ларри - раскрывается в "Бешеных псах". Но из сценария к ленте становится ясно, что его полное имя - Лоуренс Диммик. Героя, которого сыграл сам Тарантино в "Криминальном чтиве", звали Джимми Диммик. Возможно, и этих двоих персонажей связывают родственные узы?
Если бы звезды сложились иначе, мистер Белый получил бы шанс встретиться с Алабамой Уитмен - героиней фильма Тони Скотта "Настоящая любовь", снятого по сценарию Тарантино. Первоначально "Настоящая любовь" и "Бешеные псы" были дилогией, и результатом первой должна была стать смерть возлюбленного Алабамы - Кларенса. Его гибель и послужила бы для девушки своеобразным толчком для перехода на темную сторону. Но Тони Скотт поменял концовку фильма на счастливую, так что от знакомства Мистера Белого и Алабамы осталась только пара строчек в "Бешеных псах".
- Как поживает Алабама?
- Алабама? Мы с ней не виделись года полтора.
- А я думал, вы поладили.
- Не надолго.
- Провернули четыре дельца и решили разбежаться.
- Почему?
- Подельница рядом - это быстро надоедает.
- Чем она занялась?
- Работает с Френком Макгором. Пару дел они уже провернули. Чёрт, а не девка!
А кинопродюсер Ли Доновиц из "Настоящей любви" - сын еще одного знакового персонажа. Его отцом был сержант Донни Доновиц по прозвищу "Жид-медведь", один из "Бесславных ублюдков" Альдо Рейна. Сыгранный Элаем Ротом, он лихо расправлялся с нацистами, забивая их до смерти бейсбольной битой, которой позавидовала бы сама Харли Куин.
Тема малозаметных родственных связей еще не раз так или иначе проскальзывает в фильмах Тарантино. Так, Беатрикс Киддо во второй части "Убить Билла" закапывают в могиле некоей Полы Шульц (1823-1898). Действие "Джанго освобожденного", где одним из главных героев является доктор Кинг Шульц (в прошлом дантист, а на момент событий фильма - охотник за головами) происходит в 1858 году, так что Пола и Кинг вполне могли быть супругами или же братом и сестрой.
Пит Хикокс (Тим Рот), на протяжении "Омерзительной восьмерки" скрывавшийся под именем Освальдо Мобрея, умрет, так и не узнав, что его потомок станет известным английским кинокритиком и писателем, автором книг «Искусство для глаз, сердца и ума: Этюды о немецком кино 20-х» и «24 кадра да Винчи».
Арчи Хикокс (Майкл Фассбендер), сдавший себя с потрохами в кабаке "Луизиана", показав "три стакана виски" не так, как это сделал бы немец, вряд ли был в курсе истинной последовательности трагических событий в "Галантерейной Минни".
Персонаж, который появляется сразу в трех фильмах "вселенной кино", - техасский рейнджер Эрл МакГро. Он осматривал церковь после кровавой резни в Эль-Пасо ("Убить Билла") и обнаружил, что Невеста все еще жива, он же искал братьев Гекко в "От заката до рассвета", и ему же пришлось отбиваться от зомби в "Планете страха" Роберта Родригеса. С Родригесом Тарантино вместе работал над проектом "Грайндхаус", который потом было решено разделить на два отдельных фильма - "Доказательство смерти" и "Планета страха".
Помимо персонажей, связанных между собой, на то, что фильмы Тарантино можно собрать в отдельную вселенную, указывают еще и вымышленные бренды. Например, сеть фастфуда "Big Kahuna Burger", ярым поклонником которой является Джулс ("Криминальное чтиво"). Эти рестораны упоминаются также в "Бешеных псах", "Доказательстве смерти", "Четырех комнатах" и "От заката до рассвета".
Кроме того, в фильмах Тарантино герои нередко курят сигареты марки "Red apple" (Красное яблоко). Миа Уоллес элегантно выщелкивает сигарету из пачки, Беатрикс Киддо проходит мимо яркого рекламного баннера, а перед Джанго Фримэном лежит пачка табака со знакомой этикеткой с яблоком.
Что действительно приятно во всех этих мелочах, незаметно связывающих фильмы Тарантино в один большой мир (еще и разделенный на реальный и киномир), так это то, что, не зная всех этих подробностей, ничего не потеряешь. Они не влияют ни на сюжет фильма, ни на его композицию, но любители пасхалок могут получить от поиска скрытых деталей большое удовольствие. Да и все отсылки, спрятанные Тарантино то тут, то там, отражают его страсть к тому, чем он занимается, демонстрируют его неиссякаемую и заслуживающую восхищения любовь к кино.