1. Вера в «справедливость мира»
Начнем с банального и распространенного бага нашей психики, который столь же легко опровергнуть, что, однако, не мешает распространенности: большинство людей склонно иррационально верить, что происходящие в мире события имеют некий высший замысел, который не терпит отклонений курса и расставляет по местам. Так, если индивид совершил нечто зло, то его ждет кара или иное несчастье, соответствующее деянию. Это работает, как ни парадоксально, и в обратную сторону – основываясь на тех же доводах, человек обвиняет жертву в том, что заслужила того, чтобы с ней свершилась подобная кара. Разумеется, мыслящие личности понимают, что в мире есть как живущие припеваюче преступники, так и терпящие невзгоды за доброту герои. Однако, как и любую схожую нелогичную веру, как, например, в сверхъестественное, такой принцип трудно искоренить из голов разумными доводами. Главное – помнить о таких вещах, что справедливость в мире прежде всего творят люди, а не «рука судьбы», на которую так часто перекладывают ответственность слабовольные и не готовые отвечать за поступки люди; что понятие о справедливости у людей не одинаковое; и что если будешь сидеть сложа руки, проблема сама навряд ли решится, хотя вера в чудо от этого не пропадает.
2. Склонность подчиняться
В результате большого количества экспериментов середины прошлого века, в частности, Стэнли Милгрема, было установлено, что человеческая особь имеет тенденцию выполнять указания любого авторитета, имеющего вес и статус в обществе, не оценивая критически их суть. Подобные опыты ученые повторили позднее и в наше время со схожими результатами. В качестве примера можно привести как поведение солдата в период военных действий, перекладывающего ответственность за любые свои действия на командира (не стоит забывать, что преступный приказ запрещено исполнять, но об этом редко думают в угоду услужения и при страхе за себя), так и многочисленные телефонные розыгрыши последнего времени, когда чиновниками звонили «сверху» и от лица абстрактного начальника успешно принуждали к выполнению административного действия. Итак, наедине с собой большинство считает себя гуманистами и беспокоится за моральную сторону своих поступков, но при непосредственном контакте с истинной или напускной властной силой то же большинство может резко забыть о личных субъективных принципах и совершить любое преступление без голоса совести внутри: «так надо», «так сказали». В качестве вывода хотелось бы сказать, что стоит трезво оценивать свои поступки и скептически относиться к действиям власти, пропускать все через собственные моральные взгляды.
3. Селективное восприятие
Часто бывало с каждым из нас, что только узнаешь новую информацию, и она начинает появляться сразу везде, словно по велению рока. Это прежде всего связано с тем, что наш мозг склонен обрабатывать лишь привычные ему данные, игнорируя все прочие «помехи», не соответствующие его привычкам. Также сродни тому поиск в чужих доводах косвенных подтверждений сомнений собственной точки зрения, их интерпретация в удобном ключе при полном избегании фактов, противоречащих твоим. Психике удобнее не видеть лишние объекты восприятия и упрощать картину для экономии ресурсов серых извилин. Однако если закрыть восприятию доступ к информации, то вслед за наступившей стагнацией начнется медленная деградация умственных способностей. А значит не стоит бояться подвергнуть переоценке свою точку зрения, ведь в конфликте может родиться истина, а также не надо избегать обоснованной, пусть и неприятной, правды.