Найти тему

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Константин Бранкузи "Птица в пространстве" (1928 г.) - бронза - 137,2 х 21,6 х 16,5 см. - Государственный музей современного искусства, Париж, Франция
Константин Бранкузи "Птица в пространстве" (1928 г.) - бронза - 137,2 х 21,6 х 16,5 см. - Государственный музей современного искусства, Париж, Франция

В своих скульптурах из полированного камня, металла и дерева Бранкузи объединил вдохновение от французского авангарда, в частности кубизма, с принципами архаической скульптуры и народного искусства своей родины (Румынии), чтобы создать их блестящий синтез.

Скульптуры Константина Бранкузи. Слева — "Поцелуй" (1912 г.). Справа —"Петух" (1924 г.)
Скульптуры Константина Бранкузи. Слева — "Поцелуй" (1912 г.). Справа —"Петух" (1924 г.)

Скульптуры Бранкузи безошибочно узнаваемы, но их трудно отнести к какому-либо определенному стилю. Все его работы, однако, имеют одну общую черту: сведение, иногда до полной абстракции, реально существующего объекта к элементарным, примитивным формам.

Константин Бранкузи "Спящая муза" (1910 г.) - бронза - 16 × 25 × 18 см. - Центр Помпиду, Париж, Франция
Константин Бранкузи "Спящая муза" (1910 г.) - бронза - 16 × 25 × 18 см. - Центр Помпиду, Париж, Франция

Как никакой другой современный скульптор, Бранкузи знал, как превратить поверхности своих скульптур в осязаемое визуальное переживание.

Константин Бранкузи "Принцесса Х" (1915-1916 гг.) - бронза - 57.5 × 40.7 × 22.9 см. - Художественный музей Филадельфии, Филадельфия, Пенсильвания, США
Константин Бранкузи "Принцесса Х" (1915-1916 гг.) - бронза - 57.5 × 40.7 × 22.9 см. - Художественный музей Филадельфии, Филадельфия, Пенсильвания, США

Прежде всего, светящаяся аура его скульптур из бронзы восхищает безупречной гладкостью металла, отполированного до зеркального блеска, который Бранкузи любил противопоставлять пористой структуре необработанного каменного основания.

Авторские версии "Птицы в пространстве" Константина Бранкузи — в белом мраморе (слева), черном мраморе (в центре), латуни (справа)
Авторские версии "Птицы в пространстве" Константина Бранкузи — в белом мраморе (слева), черном мраморе (в центре), латуни (справа)

Еще одной особенностью этого скульптора является его постоянный поиск материала, который наилучшим образом передаст идею, которую он желал бы воплотить. Он постоянно экспериментирует, создавая скульптуру в разных материалах, соответственно, существуют десятки версий "Птицы в пространстве".

Константин Бранкузи "Птица в пространстве" (1928 г.) - бронза - 137,2 х 21,6 х 16,5 см. - Государственный музей современного искусства, Париж, Франция
Константин Бранкузи "Птица в пространстве" (1928 г.) - бронза - 137,2 х 21,6 х 16,5 см. - Государственный музей современного искусства, Париж, Франция

Постамент для "Птицы в пространстве" задуман Бранкузи таким образом, чтобы описать сжатую кинетическую энергию живого тела птицы, которая через мгновение взлетит в воздух. Бранкузи стремится проиллюстрировать этот взлет как комплексное визуальное впечатление, которое зритель получает, обходя её по кругу.

Полированная поверхность скульптуры сама по себе несёт диалектическую функцию — с одной стороны, она подчеркивает строгость, завершенность и ясность объемов, которым никогда не вырваться из их замкнутого контура. С другой стороны, блеск, вызываемый малейшим лучом света на поверхности скульптуры, разрывает эти строгие границы, и, таким образом, возникает бесконечное противостояние постоянного элемента (формы) с изменяющимся элементом (отражением света).

Наконец, отполированная поверхность подчеркивает визуальную невесомость всей конструкции, готовой оторваться от земли, от постамента и взлететь в воздух.

Бранкузи создал не просто скульптуру, изображающую живое существо, готовое к взлёту и взлетающее, но скульптуру с постоянно меняющейся формой, в своем роде анти-скульптуру, не ограниченную контуром.