На Западе открыто объявили войну дизельным технологиям. Автопроизводители заявили о массовом переходе на электрические модели, а госчиновники в некоторых развитых странах (включая Францию, Великобританию и ряд других) пообещали к 2040 году целиком и полностью отказаться от эксплуатации авто с дизельными двигателями.
Что хочется сказать по этому поводу? Переход всей страны (ну хотя бы Франции) на электромобили – это, наверное, хорошо. Только сможет ли инфраструктура обеспечить бесперебойную работу автопарка? А смогут ли электрогенерирующие ресурсы выдать тот объем мощности, который необходим для зарядки десятков миллионов транспортных средств? Это большой вопрос. Но госчиновников, похоже, он интересует не очень сильно. Главное, попасть в тренд и найти себя в нем – так, чтобы не выглядеть отставшим.
Дизельным двигателям в составе автотранспортных средств пришлось туго из-за скандала - «дизельгейта», раздутого американцами (кто-то говорит о том, что здесь не обошлось без участия спецслужб, но мы утверждать не станем) в отношении немецкого концерна Volkswagen, сфабриковавшего данные об уровне выхлопных газов в дизельных двигателях. Автопроизводитель использовал в составе систем управления двигателем программное обеспечение, которое в процессе тестирования обеспечивало надлежащие показатели выхлопа, а в реальных условиях эксплуатации отключалось. В результате реальные значения уровня вредных веществ в выхлопных газах превышали допустимые значения (иногда в несколько десятков раз). Дизельным технологиям был нанесен сильный удар. Журналисты заговорили о смерти двс, работающего на тяжелом топливе. Когда умрет «дизель»?
Надо полагать, нескоро. Почему мы в этом уверены? Потому что у этого типа двс есть неоспоримые преимущества, которые не дадут ему почить в бозе по воле каких-то там американских регуляторов и нерадивых немецких инженеров.
Высокий КПД
Дизельный двигатель экономичнее бензинового. КПД «дизеля» может достигать 50%, в то время как КПД бензиновый двс показывает лишь 30%, у которого гораздо больше, чем у дизельного двигателя механических и тепловых потерь. Что это означает? То, что в бензиновом двс из 10 израсходованных литров бензина только три литра потрачены на выполнение полезной работы; в дизельном – 4-5.
Таким образом, на одну и ту же работу дизельный агрегат тратит меньше топлива, чем бензиновый.
Простота и надежность
Исходя из того, что дизельный агрегат меньше теряет на механических потерях, можно предположить, что его конструкция проще, чем у двс, работающего на бензине. Чем проще конструкция, тем выше надежность.
Так и есть, дизельный двигатель меньше нагревается и не требует такой сложной системы охлаждения как бензиновый агрегат.
Кроме того, у «дизеля» проще система зажигания. Ее как таковой нет вовсе – воспламеняет смесь в цилиндрах не электрическая искра, там нет ничего, кроме впрыска и сжатия. Сложная электрическая схема не нужна: регулировки системы осуществляются либо в топливном насосе высокого давления, либо в системе управления двигателем по сигналам датчиков (common rail).
Высокий крутящий момент
Потребитель ощущает преимущество «дизеля» по показателям тяги: «дизель» развивает более высокий крутящий момент при меньших оборотах коленвала. Это достигается за счет того, что у этого типа двс более высокие степень сжатия и КПД. Для трактора, тяжелого грузовика или экскаватора – это то, что нужно, но и для мощного внедорожника, для которого требуется низкая тяга на низких оборотах – тоже неплохо.
Разновидности топлива
Говорят, что для «дизеля» очень важным является качество топлива. Так и есть. Также говорят, что атмосферный дизельный мотор можно переделать под использование другого типа топлива – например, растительного масла. Почему бы и нет, если вспомнить, что первая модель двигателя, предложенная в начале прошлого века Рудольфом Дизелем, работала на… арахисовом масле.
Безопасность
Считается, что автомобили с дизельными двигателями, более безопасны в том плане, что они не горят в случае серьезного ДТП. «Солярку» сложнее поджечь, чем бензин, она выделяет меньше паров, которые могут воспламениться.
Вывод
Причин отказываться от «дизеля» нет. Ему может помешать лишь жесткая законодательная база по экологическим показателям, которая принята, например, в Евросоюзе и искусственная паника на рынке наподобие той, которую поднял «дизельгейт».