В мире высокой моды всегда считалось, что афроамериканцы хорошо разбираются только в кроссовках. Так было почти всегда. А конкретно, до 25 марта 2018 года, когда первый раз в истории главой дома Louis Vuitton стал афроамериканец - Вирджил Абло. На его первом показе в новом статусе были все: Рианна, Белла Хадид, Кид Кади, Ким Кардашьян и Канье. Канье плакал, потому что его мечта сбылась. It's official. Черная мода официально стала высокой.
Так кто такой этот Вирджил Абло?
Вирджил Абло родился в Иллинойсе в семье иммигрантов из Ганы и учился на архитектора. В 2009 году после обучения он попал на стажировку в модный дом Fendi, где познакомился с еще одним черным парнем, который очень любил моду - Канье Уэстом. Они сразу стали работать вместе и прокатились по парижской неделе моды в 2009 году. Выглядели они примерно так:
В интервью журналу W, Вирджил (крайний справа) сказал:
"Мы - поколение ребят, которые обожают моду, но нас здесь не должно было быть. Но мы намного интереснее, чем вся эта индустрия."
Фотография моментально стала мемом. Запомните этих ребят, мы к ним еще вернемся.
Канье сразу понял, что у парня все в порядке со стилем и предложил ему оформить их совместный альбом с Jay-Z "Watch the Throne". Получилось настолько неплохо, что альбом номинировали на Грэмми за лучшее оформление:
Кстати, на этом альбоме есть трек "N****s in Paris". Помните ребят со смешными чемоданами в Париже? Это про них.
Мы берем это на улицах
В 2012 году Вирджил решил поставить модный эксперимент и запустил бренд уличной одежды Pyrex Vision. Знакомые рубашки?
Вирджил скупал старые фланелевые рубашки Ralph Lauren по 40 долларов и печатал на них слово Pyrex и номер 23 (номер легенды баскетбола Майкла Джордана в Chicago Bulls). Перепродавал он их уже по $550.
Кстати, про название Pyrex Vision можно поговорить отдельно. Pyrex - это бренд жаропрочной посуды, которую производят для химических лабораторий. Афроамериканцы покупали ее для того, чтобы "варить" крэк. Pyrex Vision на сленге значит думать о деньгах, которые ты получишь от продажи наркоты. Никаких стереотипов!
Коллекции Pyrex Vision раскупались сразу после показа. Бренд стал одним из самых успешных в истории уличной одежды. Вирджил говорил, что он хотел дать ребятам с улицы шанс стать "частью команды" (отсюда номер на спине), а еще он хотел сделать уличную моду интеллектуальной. И дорогой. До этого, высокая мода диктовала, что простые ребята будут носить на улицах. Теперь все будет наоборот.
В том же году Вирджил объединился с дизайнерами Мэтью Вильямсом и Эроном Престоном для создания брэнда #BEEN #TRILL.
Вот тут они хайпанули как следует. Бренд сделал коллаборации с такими ветеранами streetwear'a как Hood By Air и Stussy и хип-хоп их полюбил. Их футболки носили все от Рианны до A$AP Rocky. Цены доходили до $100 за шнурки. Как вам такая уличная мода?
Off-White
В том же году Вирджил понял, что эксперимент с Pyrex Vision удался и он просто закрывает бренд с годовой прибылью больше $100 миллионов. Он открывает свой бренд и называет его Off-White ("не белый"). Смелое название для чернокожего парня.
Фишкой бренда Off-White стали принтованные футболки, толстовки, рабочие штаны и кроссовки. Это была та же уличная одежда, но дороже. Намного дороже.
Особенно дела у бренда пошли в гору, когда Вирджила начали поддерживать его друзья из хип-хоп братии. Например, Бейонсе "засветила" толстовку Off-White в клипе "Feeling Myself":
Я никогда не прощу океан
Но Вирджил не просто печатал слова на футболках. Он делал высказывания. Как ребенок из семьи иммигрантов он не мог пропустить мимо себя проблему беженцев из Сирии и Ирана. В 2017 году он выпустил коллаборацию с политической активисткой и художницей Дженни Хольтцер. Выглядела она вот так:
На передней стороне футболки была нарисована инструкция по надеванию спасательного жилета. На обратной стороне надпись: "Я никогда не прощу океан". Презентация была не менее мощной: на стены старинного замка Pitti Uomo во Флоренции проецировали фильмы об истреблении евреев во время Второй Мировой и военную хронику из Сирии и Ирана. Стало понятно, что мир ничему не научился. А еще стало понятно, что мода - это мощный голос, который молчать не собирается. Выяснилось, что черные умеют делать не только кроссовки. Они умеют делать искусство. Остросоциальное, резкое, кричащее. Потому что как раз им есть, что сказать.
Коллаба
Вирджил как никто знает, что для того, чтобы искусство услышали, оно должно быть массовым. Поэтому он устроил коллаборацию с одним из самых крупных брендов в истории - IKEA. Он разработал коллекцию предметов интерьера, которая называется Markerad - по-шведски "радостный". В ней весь Вирджил и ничего из масс-маркета. Например, он разработал ковры, которые можно повесить как арт-объекты (на которые у миллениалов конечно же нет денег):
Посмотреть и послушать про коллекцию можно здесь (начинается с 27 минуты):
Haute Couture для улиц
Теперь мы уже знаем, что Вирджил стал одним из самых уважаемых "уличных" дизайнеров в истории. И тут в мире моды произошло неслыханное: обычного черного парня из Иллинойса без дизайнерского образования назначили креативным директором одного из самых дорогих модных домов мира - Louis Vuitton. Первый ряд был круче, чем на Грэмми:
Несмотря на то, что Вирджил поднялся во многом благодаря связям с Канье, все-таки в мире моды он сделал себя сам. Индустрия прогнулась, и теперь уличная мода навсегда станет частью высокой. Теперь даже Louis Vuitton делает "уродливые кроссовки".
На этом показе сделали еще одну фотографию. Возможно, она вам что-то напомнит.
10 лет спустя эти ребята все еще любят моду. Но если 10 лет назад им на самом деле не было места в первых рядах, то теперь они выходят на поклон в конце показа. Если раньше Вирджил кидал клич в Facebook, чтобы люди пришли на его показ, то сегодня его шоу - одни из самых эксклюзивных.
В модном мире все ждали, что Вирджил облажается. Не дождались. Он выпустил по-настоящему хорошую полноценную коллекцию одежды класса "люкс". В своем Инстаграме он опубликовал всего одну фотографию с очень короткой подписью: "Ты тоже так можешь".