Мы такие сильные, когда у нас все хорошо. И такие слабые, когда случаются какие-то неприятности. Мы глазами ищем в толпе людей, на чьи плечи можно опереться в тяжелый момент, ведь с поддержкой всякий путь делается преодолимым. И порой случается такое, что остается потом в памяти надолго, передается из уст в уста, о чем слагаются песни и стихотворения.
Самое страшное, что может произойти с людьми - это война. Работая учителем в одной из наших школ, я много рассказываю ученикам о подвиге и взаимопомощи людей в военное время. Наше село Кицканы, расположенное на берегу Днестра, тоже не обошла стороной Великая Отечественная война. Сегодня в селе есть два памятных места. Это Кицканский плацдарм, место начала освобождения Молдавии, где погибли более 3000 советских воинов; и братские могилы, где захоронены 1700 советских солдат.
В послевоенное время ученики нашей кицканской школы организовали поисковый кружок «Следопыт». Следопыты искали заброшенные могилы солдат на берегу Днестра и в лесу. Вместе со взрослыми найденные останки перемещали в братские могилы, устанавливали данные умерших солдат и связывались с их родственниками. Десятки родственников павших солдат приезжают ежегодно 9 Мая посетить могилу пропавшего на войне отца, брата, мужа, сына. Благодаря помощи детей, родственники смогли прикоснуться к гранитной плите с именем близкого человека и возложить цветы памяти.
Однажды ребята написали письмо родственникам одного солдата, а получили ответное письмо от… него самого. Живого! В этом письме он рассказывал, как ему удалось выжить в том бою и почему его имя оказалось в списках погибших. Оказывается, после взрыва бомбы он упал без сознания, а сверху солдата засыпало землей. Его нашли и отправили лечиться в госпиталь, а свои, которые шли подмогой сзади, обнаружили разбросанные вещи солдата вокруг воронки и сочли его погибшим. А солдат подлечился и снова отправился на войну, дошел до Берлина и встретил там День Победы. И не подозревал, что домой уже отправили похоронку.
Долгие годы после войны жил на Украине. 25 лет он числился погибшим и похороненным. Только благодаря ученикам этот солдат узнал, что в селе Кицканы на гранитном надгробье выбиты его имя и фамилия. А односельчане благодаря детям смогли услышать рассказ «воскресшего» солдата о том, какими же кровавыми были бои с немецко-фашистскими захватчиками, какой ценой далось нашему селу мирное небо над головой.
На митинге 9 Мая это солдат вычеркнул свое имя на гранитной плите из списков павших. При этом на его глазах были слезы. Слезы боли за безвозвратно ушедших товарищей и слезы радости от того, что смог пройти войну и остаться живым.
Не узнали бы и мы, жители села Кицканы, эту историю, если бы не помощь детей. Бросая все свои дела, они шли на взрослую и серьезную работу, а потом собирали ответные письма со словами благодарности от родственников погибших. У меня тоже погиб на войне дедушка. Ему было 20 лет. Я только знаю, что он похоронен на братской могиле в деревне Ахтхубен в Польше. Как бы мне хотелось увидеть его могилу… Поэтому я понимаю, какую неоценимую помощь ученики оказывали семьям солдат, не вернувшихся с войны.
История того, чем обернулась помощь ребят в поисковых работах, меня очень тронула. Это история о том, что благодаря живым не будут забыты павшие герои. Это история о том, какой важной и неоценимой может быть детская помощь. И для того, чтобы мои ученики знали и помнили эту историю, видели пример того, как ребята могут помогать другим людям, я написала стихотворение, основанное на тех событиях:
По миру май Победу славит,
Цветы ложатся на гранит.
На братских списки уж не правят,
Огонь их Вечный там хранит.
Прошли года. Учитель в школе
С детьми в кружке день проводил,
По спискам, вбитым в камень боли,
Он семьи павших находил.
Кружком нашли детей и внуков
Солдат, на братских что лежат.
И от сердец ребячьих стуков
Ответы так в руках дрожат.
И вот письмо рукой солдата
В кружок пришло одной весной:
«Я есть сейчас! И был когда-то
Солдатом тем. Но я живой!
Сражались мы в тот день до крови,
Упал под мёртвых я плашмя.
Меня сочли погибшим: в боли
Землёй присыпало меня.
А сзади шла стеной подмога.
Нас откопали – я живой!
Лечился долго, и дорога
Вела опять к передовой.
Вы написали, что я умер,
Что я под братскою плитой.
И тридцать первый братский номер
На мне. Но я еще живой!
Да, я живой! Да, я - тот самый,
Воскресший, будто бы святой...
Но знайте - я навеки с вами,
Лежащими здесь, под плитой».
Двадцатый май победным звуком
Гремел, дыханья не щадя.
Живой солдат зубильным стуком
Из мертвых вычеркнул себя.
Помочь сохранить память – тоже очень важное дело, однако не менее важно передать эту память следующим поколениям. Наше внимание нужно и ветеранам, чтобы они чувствовали нашу поддержку и внимание, чтобы знали, что дети и внуки будут помнить о них и передавать память своим детям. В этом и состоит наша реальная помощь: на хороших примерах воспитываются отзывчивые, смелые и ответственные дети, которые в любой момент будут готовы прийти на помощь любому человеку.
Автор: Кожухарь Наталья Петровна, село Кицканы, Молдова
Участник международного творческого конкурса «Реальная помощь»
Об авторе от первого лица:
Я работаю учителем русского языка и литературы в МОУ «Кицканская средняя общеобразовательная школа №1», мама двоих детей и влюбленный в свою профессию в своих учеников человек, люблю читать книги и писать стихотворения