Картина «Пальцы вниз» (Pollice Verso), изображающая провокатора, художник Жан-Леон Жером, 1872 год
Мы привыкли к тому, что слово провокатор означает того, кто словом или делом склоняет других людей к противоправному или иному выгодному для себя делу. Такому, на которое бы люди без подзуживания провокатора бы никогда не пошли.
А вот в Древнем Риме провокатор был… гладиатором. Вернее это была одна из разновидностей бойцов арены.
Снаряжение его было довольно своеобразным. Вооружен провокатор был римским мечом – гладиусом и прямоугольным щитом, таким же, какой носили легионеры. Поножи закрывали только левую ногу, правую руку защищал кожаный нарукавник, закреплявшийся множеством ремешков и называвшийся манника. Грудь бойца прикрывал стальной нагрудник-кираса, а голову шлем с козырьком и забралом с множеством дырочек. В верхней части шлем напоминал современную бейсболку с не очень длинным козырьком. Весило все это снаряжение килограммов около 12-15. Из одежды гладиатор имел только набедренную повязку.
Противниками провокаторов обычно служили самниты или такие же провокаторы, хотя историки нашли в древних текстах одно упоминание про бой провокатора и мирмилона – гладиатора, вооруженного по галльскому типу.
А почему же возникло это название – провокатор? В переводе с латыни оно означает «соискатель». Вероятно, так вооружались молодые, начинающие гладиаторы, хотя точно неизвестно. А может быть, сражения на арене начинались с них, как «разогрев» зрителей на нынешних концертах перед выступлением «звезд».
А поменялось значение слова уже в новейшее время. Провокаторами назывались агенты-доносчики охранки, которых вербовали жандармы для внедрения к революционерам. В большинстве они ими и были, только перевербованными. Нередко именно провокаторы подавали идеи о каких-либо действиях, например, «эксах», т.е. вооруженных ограблениях. А в результате боевая ячейка попадала в организованную заранее засаду.
Кстати, название, скорее всего, и пошло от гладиаторов. Ведь провокатор охранки действовал на свой страх и риск, постоянно подвергаясь опасности. Разоблаченный агент на жалость рассчитывать не мог. Смотрели фильм «Статский советник»? Там очень наглядно, хотя и по киношному зрелищно показана вербовка и разоблачение жандармского провокатора.