«Все мы - инвалиды своего детства». Эту фразу мне сказал преподаватель на втором курсе. Я часто повторяю ее вслух и про себя, потому что она объясняет зачем и ради чего работает каждый учитель. Нужно чтобы каждый ребенок, каждый ученик ушел из детства без «травм», без «инвалидности». Нужно попытаться исправить ошибки родителей (да, они тоже ошибаются, хотя, казалось бы, знают своего ребенка лучше всех), объяснить большой и все усложняющийся окружающий мир, научить жить в нем и быстро адаптироваться к его условиям.
Школа тогда и сейчас
Школа, в которой работаю я, совсем не похожа на ту, где я учился. Моя была похожа на заповедник, из которого меня выпустили в 18 лет. После одиннадцатого класса я попал в какой-то в дикий, незнакомый и опасный окружающий мир, вооруженный минимумом инструментов и знаний о нем. И здесь, в мире, где уже изобрели колесо, я должен был строить свою жизнь деревянной дубиной.
Признаюсь, я завидую своим ученикам и тем возможностям, которые перед ними открыты. Я завидую тому, что они умеют и понимают то, о чем в их возрасте я даже не задумывался. Они знают, чего хотят от жизни. Ведь что им дают все потрогать и все попробовать еще до совершения окончательного выбора призвания, профессии. Мои дети собирали роботов в школе, кто-то пришел ко мне из медицинского класса. Иногда кажется, чтобы они в свои 14 лет имеют больше жизненного опыта и знаний в разных сферах деятельности, чем я в свои 26.
Учить и воспитывать
Но они еще дети. И им нужно этот опыт объяснять, их нужно направлять и мотивировать. И это Задача учителя. Недавно наткнулся на странный текст, где-то кто-то очень далекий, видимо, от реальной жизни и школы говорит о том, что «в законодательстве воспитательная функция учителя не прописана». Ничего более абсурдного я в жизни не слышал.
Дети не машины, в них нельзя просто «закачать» информацию. Подравшихся после школы мальчиков нельзя просто запрограммировать не драться. Зато с ними можно поговорить. И это и есть воспитание.
И, мне кажется, в Москве образование выстроено именно так, что у учителя есть время, силы, возможности и материальные стимулы лучше всего выполнить свое предназначение – воспитать, наставить, указать путь.