Данная статья изначально планировалась как обзор самых интересных моделей бронированных автомобилей, стоящих на вооружении армий и спецназов разных стран мира. И, в первую очередь, производимых в России. Однако вышло нечто совсем иное. Причиной послужило то, что я сильно и надолго разочаровался в отечественном производстве автомобилей особого назначения. И впал я было в тоску, но друзья из Латвии подсказали, что искать и где. Выяснилось, что умеют-таки разрабатывать в нашей стране отличные бронемашины. Даже в мирное время. И, как всегда, отнюдь не государственные предприятия.
Российский танк на колесах
Несколько лет назад питерское КБ Дмитрия Парфенова и производственная компания "Автокад" (тоже питерская) разработали проект автомобиля особого назначения, известного под названием Т-98 "Комбат". Получилось очень красиво, вкусно и надежно. А за рубежом его стали называть "российским танком на колесах".
В первую очередь, данный автомобиль разрабатывался для доставки командного состава в зону боевых действий и на передовую. А в коммерческом варианте – для максимальной защиты VIP-персон, если захочется кому-то по ним из тяжелого пулемета пострелять или из гранатомета жахнуть. Подствольного, разумеется. Потому и имеет "Комбат" такие характеристики, какие "Тиграм" и прочим нашим бронеавтомобилям, изготавливаемым по заказу государства, не снились.
Во-первых, это самый быстрый в мире автомобиль с тяжелым бронированием: он может умчать вас от противника со скоростью 180 км/ч. Тут питерцы утерли нос и британцам, и французам, и американцам. Во-вторых, может иметь (в зависимости от модификации) высший класс защиты B7: ему не страшны ни крупнокалиберные пулеметы, ни крупнокалиберные же снайперские винтовки, ни фугасные и гранатные осколки, ни противопехотные мины, ни противотанковые ружья. В-третьих, "Комбат" имеет салон VIP-класса: кожа, шпон, звук, климат и прочие навороты. Правда, салон в вариантах для спецназа и полиции отделан попроще. Нечего, мол, на службе расслабляться.
Свое воплощение в броне "Комбат" получил отнюдь не в России. Его производством занимается эстонская Combat Armor Group, располагающаяся в городке Лоо под Таллинном. И дело тут вовсе не в отсутствии патриотизма. Дело в том, что бронированный "сэндвич" (высоколегированная шведская сталь с прослойкой из керамики), которым обшит Т-98 изготавливается в Германии, а шасси, двигатель и управление – в США. И, поскольку Эстония является страной, входящей в Евросоюз, доставка необходимых комплектующих в нее проще, нежели в нашу страну. Это сказывается и на цене внедорожника. В максимальной комплектации и с уровнем высшей защиты B7, "Комбат" обойдется приблизительно в 8 миллионов рублей. Для сравнения, за штутгардский "Гелендваген" с шильдиком "Guard" придется выложить не менее 400 тысяч евро. Правда и салон у него будет покруче, но вот соваться на нем на передовую все-таки противопоказано.
"Комбат" прошел боевые испытания в Афганистане и получил самые лестные оценки экспертов. Ныне ведутся переговоры о принятии его на вооружение армейских и полицейских спецподразделений стран Европы и Азии, а некоторые из них уже поставили этот автомобиль на боевое дежурство. О наличии "Комбатов" у российских силовиков ничего не слышно: то ли цена высока, то ли упертость армейцев (да и Правительства) в полностью отечественную сборку сказывается, то ли кому-то взятку не дали. Факт остается фактом: великолепная российская разработка практически полностью ушла в коммерческий сектор. И как ушла…
Безумный бронированный гламур
В 2008 году в Риге была основана Dartz Motorz, начавшая выпускать наверное самые неоднозначные бронированные внедорожники в мире. Вообще-то, производимые ей автошедевры должны были бы носить исконно российский бренд "Руссо-Балт". Во-первых, марку хотели возродить, во-вторых, автомобили собираются на старом Русско-балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Риге, где имперские "Руссо-Балты" до октябрьского переворота 1917 года и производились. Но бренд, почему-то, оказался во владении швейцарцев, поэтому и было решено оставить название завода Dartz (Division Automobile Riga Tank Zavod), а внедорожники выпускать под маркой Prombron ("Промбронь"). Именно под таким названием в 1922 году на бывшем РБВЗ, переименованном в Бронетанкоремонтный и автомобильный завод № 1, были выпущены аж 5 легковых автомобилей. Разумеется, стратегическим партнером нового завода стала питерская "Автокад". А внедорожники стали собирать на базе броневика Т-98 "Комбат".
Dartz взорвала рынок гламурных авто на автомобильной выставке Top Marques Monaco 2010. Компания представила на суд общественности бронированный внедорожник Dartz Prombron’ Red Diamond, ставший самым дорогим и самым скандальным в мире: кто-то умудрился купить его аж за 1,6 миллиона долларов. Сейчас этот рекорд пытается побить Mercedes со своим 6-колесным вариантом "Гелендвагена", да куда ему…
Во-первых, в отличие от своего военного собрата, данный экземпляр может двигаться со скоростью 312 км/ч, а "сотню" набирает всего за 5,2 секунды. И это при снаряженной массе в 2940 кг. Впечатляет?! Меня впечатлило, но я в эти данные не верю, если честно, хотя они и приведены на офсайте компании. Во-вторых, этот автомобиль в полной мере воплощает в себе фразеологизм "с жиру беси́ться". Посудите сами. Red Diamond имеет интерьер, отделанный золотом, платиной, бриллиантами и рубинами, оснащен дорогущей Hi-End стереосистемой Rogue, мини-баром, в котором имеется бутылка самой дорогой в мире водки "Russo-Baltique" и прочими изысками, типа позолоченных (пуленепробиваемых, разумеется) стекол. Кстати, водка тоже "отгламурена" по самое некуда: шикарная хрустальная бутылка с пробкой из белого и желтого золота, заключенная в пуленепробиваемое стекло, толщиной в 30 см! Это, наверное, чтобы гарантированно от обстрела не пострадала. В самом деле, чем стресс снимать, после того, как внедорожник вас из под огня злодеев вынесет?
Но самой-самой уже не гламурной, а безумной, на мой взгляд, опцией стала обшивка салона кожей из… крайней плоти полового органа кита. Дамы, извините. Данное безобразие вызвало такое возмущение среди защитников живой природы и Памелы Андерсон, в частности, что представители компании имели весьма бледный вид. Они клялись, что против китов ничего не имеют и не хотят, чтобы их массово истребляли (представьте, сколько китов надо было умертвить, чтобы салон обшить), что они так больше не будут, что сделали это только из-за любви к необычному. В общем, допекли их. А автомобиль продали еще до окончания шоу. И до сих пор данная версия представлена в единственном экземпляре.
Только для девочек
Через год после скандальной премьеры модели Red Diamond, компания Dartz представила очередной свой автошедевр: первый в мире безопасный грузопассажирский автомобиль (Safety Utility Car) для женщин. Иначе говоря, броневик для жён (или дочерей) очень состоятельных людей под названием Dartz Prombron L4P Ladies.Only. Показали его все в том же Монако на Top Marques Monaco 2011. Первой покупательницей этого чисто женского авто стала дочь казахского нефтяного магната Регина Абдуразакова. Папа разрешил, ага. Так вот и с этой моделью без выпендрежа и эпатажа опять-таки не обошлось. Что же представляет собой Ladies.Only?
Во-первых, автомобиль представляет собой бронированную капсулу, также именуемую "монококом", вокруг которой уже и построен автомобиль. В Dartz утверждают, что эта капсула сделана по секретным советским технологиям сталинского времени. А что, классный маркетинговый ход. Да и бронированная техника тех времен действительно изготавливалась по этому принципу.
Во-вторых, Ladies.Only имеет только 3 двери: две передних и одну пассажирскую. Последняя, разумеется, находится справа. Такое решение принято, скорее всего, для того, чтобы блондинистая мамаша не смогла высадить ребенка из машины на проезжую часть. Шутка. На самом деле это сделано во избежание киднеппинга, угона, кражи вещей с заднего сидения и других проблем безопасности, кои могут подстерегать состоятельную дамочку на улице.
В-третьих, для облегчения парковки применены три технических решения. База автомобиля уменьшена на 300 мм, по сравнению с аналогичной "мужской" моделью Iron.Diamond. Он оснащен системой автоматической парковки, а если даме захочется-таки припарковаться вручную, в ее распоряжении – видеосистема из 8 камер, специально разработанная для Dartz легендарной немецкой компанией Telefunken, дающая обзор на 360 градусов.
В-четвертых, супермощный двигатель в 999 л.с.! Для сравнения, 16-цилиндровый полноприводный Bugatti Veyron имеет всего на 2 "лошадки" больше. Страшно подумать, что может учудить на дороге на 3-тонном броневике с таким двигателем неаккуратная блондинка.
А теперь о наворотах. Мультимедийный комплекс в броневике представлен весьма дорогостоящей: объединенной аудио-видео-тв системой Telefunken-Leibowitz. Надо сказать, что это тоже эксклюзив, поскольку продукции совместного производства этих двух легендарных компаний давно не выпускалось. По-моему, со времен Третьего Рейха, хотя могу и ошибаться. Салон выполнен в двухцветном ультрамягком винтажном стиле, обшивка же предлагается в 5 вариантах: змеиная, крокодиловая или китовая кожа, шахматная обшивка или любая другая кожа на выбор. Например, слона, ската или хамелеона. Не знаю, стоит ли говорить, что в салоне море золота, серебра, бриллиантов и рубинов, а на руле красуется российский двуглавый орел, выполненный из белого золота?
Теперь об эпатаже. Во-первых, при покупке авто вам вручат килограмм эксклюзивной икры "Russo-Baltique" и, опять-таки, бутылку водки той же марки. Только вот бутылка вмещает в себя литров 5 этого напитка и сделана из золота. Куда там владельцу вышеописанного Red Diamond с его хрустальной поллитровкой. Во-вторых, дабы владелице Ladies.Only было не скучно в дороге (другого объяснения я просто найти не могу), вдобавок к водке и икре ей вручают G-Device (проще говоря, вибратор) от известного российского автомобильного дизайнера Виктора Пунтуса. Известен он более всего дизайном "Ё-мобиля" и участием в проекте "Кортеж". Эпатажно? А то!
И напоследок. Dartz планирует выпустить всего 10 единиц модели Prombron L4P Ladies.Only. Так что поспешите с приобретением. А стоит это чудо "всего" полтора миллиона долларов США. Правда, в казахской прессе писали, что Регина Абдуразакова заплатила за свой экземпляр в 2 раза меньше. Наверное, папа все-таки пожадничал.
В заключение
Dartz произвела значительное количество эксклюзивных автомобилей. И не только бронированных. Они, например, "одели" в змеиную кожу Mini Cooper Cabrio и Bentley Continental GT. А для съемок фильма "Крепкий орешек 5" специально был спроектирован и собран в единственном экземпляре броневик DARTZ Kombat MRAP (я знаю, сколько за это заплатили, но не скажу, хи-хи...). Засветились автомобили этой компании и в фильме "Диктатор". Они там все из себя золотые.
Вся философия компании выражена следующим образом: мы даем клиенту "автомобиль, который будет, как и он, единственным в мире – настоящим шедевром". Добавить к этому нечего, да и незачем.
P.S. Данный материал писался 4 года назад, был опубликован в августе 2014 года в рубрике "Авто" журнала "Ё" (которую я тогда вел) и в моем блоге на ЖЖ. Некоторые данные могли устареть (цены, например), о не поделиться им здесь я просто не смог. Уж простите. Тогда же основатель и совладелец компании DARTZ Эдуард Янкелович пригласил меня в Таллин "покатать" машинку, а дизайнер Виктор Пунтус поделился своими фото: проекты мотоциклов, обнаженные девушки с и на лошадках. Но, до Эстонии я так и не добрался, а с Эдуардом и Виктором и по сию пору переписываемся в "Мордокниге".